Дополнительные хлопоты

Дополнительные хлопоты

28.07.2003 распечатать

Акт по результатам налоговой проверки еще не означает ее завершения. Попрощаться с налоговиками вам могут помешать «дополнительные мероприятия налогового контроля».

Материал предоставлен журналом
"Расчет" (№7, 2003)

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе
"Периодика"
либо непосредственно на сайте журнала
www.raschet.ru

Акт по результатам налоговой проверки еще не означает ее завершения. Попрощаться с налоговиками вам могут помешать «дополнительные мероприятия налогового контроля».

Загадочные «мероприятия»

О мероприятиях дополнительного контроля в Налоговом кодексе упоминается лишь раз (п. 2 ст. 101). В нем сказано, что руководитель налоговой инспекции или его заместитель, рассмотрев все материалы проверки (акт проверяющих и документы, которые подтверждают нарушения), могут принять решение «о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля». На практике это означает, что проверка не закончена и прощаться с налоговиками еще рано. И дополнительные мероприятия могут вылиться в дополнительные нарушения.

Как правило, такое решение принимается, если проверяющие в силу своей неопытности или спешки «проморгали» важный вопрос или просто-напросто ошиблись. И руководитель инспекции, заметив промах своих подчиненных, пытается исправить ситуацию.

Но иногда при помощи допконтроля налоговики просто тянут время. Например, с этим довольно часто сталкиваются экспортеры при возмещении НДС. Ведь сроки проведения допмероприятий в Налоговом кодексе прямо не установлены, впрочем, как и сами мероприятия.

Поэтому, получив распоряжение руководства о допмероприятиях, проверяющие берут под козырек и ни в чем себе не отказывают: они проводят встречные проверки, запрашивают документы, вновь приходят на фирму.

Но возможен и другой вариант – налоговики просто пропадают. Вы ждете, переживаете, а из инспекции ни слуху ни духу. В конечном итоге вы начинаете интересоваться своей судьбой, но в ответ слышите что-то невразумительное про запросы и «встречки». И так может продолжаться несколько месяцев.

Многие фирмы молча взирают на эту «мышиную возню», надеясь, что налоговикам не повезет. Но допмероприятия могут обернуться новыми начислениями и штрафами. Поэтому лучше заранее выработать определенную стратегию действий и найти способы борьбы с произволом чиновников.

Что могут и что не могут налоговики

Самое интересное, что в кодексе ничего не сказано про то, какие именно мероприятия допконтроля вправе проводить налоговики. Правда, собственно налоговому контролю посвящена статья 82.

Прежде всего к нему относятся проверки, так что от «встречек» и личных визитов налоговиков отвертеться не удастся. Ваши объяснения и осмотр территории фирмы тоже являются формами контроля. Кроме того, в кодексе упоминаются «и другие мероприятия». Какие, сразу и не сообразишь, но простор для фантазии открывается огромный. Это может быть и экспертиза, и допрос свидетелей, и многое другое. В любом случае налоговиков в их действиях кодекс явно не ограничивает.

А право чиновников на дополнительную проверку уже довольно давно подтвердил суд. Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 25 декабря 2001 г. по делу № КА-А40/7580-01 написал, что, назначая дополнительную проверку в рамках мероприятий допконтроля, руководитель действует в соответствии с законодательством. Отметим только, что в рассматриваемом деле такая проверка была обусловлена тем, что фирме вернули документы, которые ранее находились в прокуратуре. Но в принципе у налоговиков могут быть и другие не менее веские причины для дополнительной проверки (например, они выяснят, что фирма показала им не все документы).

Но на этом везение проверяющих заканчивается. Как показывает практика, привлечь фирму к ответственности на основании материалов допмероприятий не так просто.

Обычно ситуация выглядит примерно так. У фирмы проходит выездная проверка, и в результате ей вручают акт с перечнем нарушений. Фирма не согласна и пишет в ответ свои возражения. Эти возражения руководитель инспекции обсуждает с руководителем и главным бухгалтером фирмы и в результате назначает мероприятия допконтроля. Затем проходит какое-то время и выносится окончательное решение.

Самое интересное происходит как раз на этой стадии. Налоговики больше не приглашают представителей фирмы на обсуждение материалов, полученных в ходе допмероприятий, и ставят фирму перед уже свершившимся фактом. Они считают, что допмероприятия – внутреннее дело налоговой инспекции, и фирмы не касаются. Интересная точка зрения, если учесть, что платить доначисленные налоги придется именно ей.

Но такие действия явно противоречат кодексу. В пункте 1 все той же статьи 101 черным по белому написано, что в случае письменных возражений фирмы налоговики должны рассматривать материалы проверки в присутствии ее должностных лиц. А ведь для того, чтобы написать такие возражения, фирма должна ознакомиться с самими материалами.

Эту точку зрения подтверждает и арбитражная практика. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2003 г. по делу № А42-5291/01-17-29/02 сказано следующее. Если налоговая инспекция назначила допмероприятия, то при повторном рассмотрении материалов проверки все равно должна соблюдаться общая процедура привлечения фирмы к ответственности. Проверяющие обязаны ознакомить фирму с материалами, полученными в результате допконтроля, и она имеет право направить им возражения. Затем налоговики должны сообщить фирме о месте и времени их рассмотрения.

Но это еще не все. Невезение налоговиков оказалось намного больше. Так, в информационном письме от 17 марта 2003 г. № 71 Президиум Высшего Арбитражного Суда ограничил и сроки проведения допмероприятий. Он напомнил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса налоговики могут обратиться в суд для взыскания с фирмы налоговых санкций не позднее шести месяцев «со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта». Таким образом, если налоговики надеются взыскать с вас штрафы по суду, их время на допконтроль регламентировано.

Удивительное – рядом

Российские фирмы удивить чем-то уже довольно сложно. Но и у них действия налоговиков вызывают иногда полное недоумение. Вот, например, что рассказала нам Ирина Ракитина, главный бухгалтер одной из московских фирм: «У нас была выездная проверка по возмещению “экспортного” НДС. Как водится, налоговики нам отказали. Вручили акт, затем вынесли решение. Мы написали возражения и на акт, и на решение. Руководитель инспекции вызвал нас к себе и, обсудив все вопросы... вынес еще одно решение! О дополнительных мероприятиях! Но, по-моему, он не имел права этого делать».

Конечно, не имел, так как в Налоговом кодексе четко регламентирован порядок вынесения решения по результатам проверки. И руководитель инспекции может либо назначить допмероприятия, либо принять окончательное решение. Но он не вправе проводить допмероприятия по завершенной проверке.

Допконтроль необходим, если у руководителя налоговой недостаточно данных, чтобы принять решение по существу проверяемых вопросов. Но если такое решение вынесено, контролировать уже нечего.

Столкнувшись с чем-то подобным, можно написать жалобу в вышестоящую инспекцию или обратиться в суд. Но затягивать с судом не стоит, так как на это у вас всего три месяца с даты вручения каждого решения (п. 4 ст. 198 АПК).

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.