Что нового узаконили чиновники

Что нового узаконили чиновники

14.05.2005 распечатать

За недоимку платят не только государству

Право брать с клиентов вознаграждение за перечисление в бюджет «налоговых» пеней и штрафов признал за банками Минфин (письмо от 25 февраля 2005 г. № 03-02-07/ 2-19). Чиновники обратили внимание на то, что пункт 2 статьи 60 Налогового кодекса запрещает банкам взимать плату только при перечислении налогов или исполнении инкассовых поручений инспекции на их взыскание. О пенях и штрафах в этом пункте ничего не сказано. По такой логике банк может взять с фирмы плату и за то, что исполнит решение налоговиков о бесспорном взыскании начисленных ими пеней.

Возврат госпошлины: тайм-аут окончен

Получить из бюджета госпошлину, заплаченную за обращение в арбитражный суд и подлежащую возврату, вновь стало возможным. Минфин устранил причину, по которой налоговые инспекции начиная с 1 января отказывались принимать заявления о возврате. Он изменил свои указания по применению бюджетной классификации, назначив налоговиков администраторами «судебной» госпошлины вместо арбитражных судов (приказ от 23 марта 2005 г. № 47н по заключению Минюста от 8 апреля в госрегистрации не нуждается).

Для тех, кто только собирается платить госпошлину за обращение в суд, это означает, что указывая в платежке ее КБК, первые три нуля в нем нужно заменить на код ФНС – 182.

Тем временем в законы о бюджетной классификации и о бюджете на текущий год никто подобной поправки не внес. Администратором госпошлины там по-прежнему значится Высший Арбитражный Суд. Однако вряд ли налоговики станут апеллировать к этим двум законам. Во-первых, для инспекторов указания начальства вообще и Минфина в частности всегда были ближе любых законов. А во-вторых, закон, который называет налоговые инспекции адресатом заявления о возврате пошлины, все таки есть – это Налоговый кодекс (п. 7 ст. 333.40). Кроме того, Высший Арбитражный Суд уже решил оспорить в суде Конституционном положения бюджетного законодательства, назначающие его администратором пошлины.

Списать в один момент

Моментом приобретения основных средств для упрощенца Минфин счел дату их постановки на счет 01, а не получения на них права собственности (письмо от 25 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/ 88). Причина проста – до перевода на 01-й счет имущество по правилам бухучета считается капитальными вложениями, а не основными средствами.

Такой вывод выгоден фирмам, которые получили право собственности на имущество до перехода на упрощенку, а ввели его в эксплуатацию после. Ведь всю стоимость основных средств, приобретенных во время применения упрощенки, можно списать в расходы сразу (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК). В отличие от остальных, стоимость которых уменьшает базу по единому налогу постепенно (подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК).

Для кого основное средство, а для кого и товар

Подписывать форму № ОС-1 на приобретенное основное средство у продавца нужно, только если он использовал это имущество в таком же качестве. Это лишний раз подтвердил утвердивший форму Росстат (письмо от 31 марта 2005 г. № 01-02-09/205). Если вы покупаете свое будущее основное средство у фирмы, для которой оно – товар, то акт приема-передачи составляете в одностороннем порядке.

Два налога с одного автомобиля – это нормально

Так рассудили в Конституционном Суде и узаконили двойное налогообложение. В том, что фирмы – обладатели транспортных средств должны платить с них и налог на имущество и транспортный налог, ничего противоречащего Конституции судьи не нашли (недавно обнародованное определение от 14 декабря 2004 г. № 451-о). Сравнив объекты этих налогов в соотношении с их налоговыми базами, судьи решили, что те обладают «разными экономическими и правовыми характеристиками». И пришли к выводу, что налог на имущество платят за наличие последнего, а транспортный налог – за пользование дорогами. А значит, они друг друга не дублируют.

Оплатили — и сразу в расходы

Учесть стоимость покупных товаров в составе расходов при расчете единого налога упрощенцы могут сразу после того, как заплатят за них поставщику. Так считают в Минфине (письмо от 16 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/74). В ФНС до сих пор придерживались иного мнения: там настаивали, что расходы на приобретенные и оплаченные товары можно признавать только в момент их перепродажи. Но теперь свою позицию налоговикам придется пересмотреть: это письмо Минфин адресовал в том числе и подчиненной ему налоговой службе.

Пластик вреден налогу на прибыль

Плата банку за обслуживание карточных счетов работников фирмы, на которые она перечисляет им зарплату, налогооблагаемую прибыль у нее не уменьшает. На этом настаивает Минфин в недавно обнародованном письме от 7 февраля 2005 г. № 03-05-01-04/19. Свое требование чиновники обосновали тем, что в этом случае фирма несет чужие расходы. Ведь банковские карты сотрудники получают в личное пользование, и договор на открытие карточного счета банк заключает именно с ними, а не с фирмой.

Сверки – только по желанию инспектора

Проводить сверки налоговые инспекторы могут, но не должны. По крайней мере так считают чиновники Минфина, которые подобной обязанности у инспекций не обнаружили (письмо от 23 марта 2005 г. № 03-02-07/1-167). Со ссылкой на пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса в финансовом ведомстве отметили, что налоговики обладают лишь правом предложить фирме совместную выверку состояния расчетов с бюджетом. И то только если сами обнаружат переплату. На самом деле в этом пункте речь несколько об ином. Там сказано, что налоговики обязаны сообщить фирме о каждом ставшем им известном случае переплаты налога в месячный срок.

Но, невзирая на письмо Минфина, в налоговой службе отказываться от сверок не намерены. Об этом свидетельствует приказ ФНС от 4 апреля 2005 г. № САЭ-3-01/ 138(a), которым та утвердила новые формы актов сверок и выдаваемых фирмам справок о состоянии их расчетов с бюджетом. Если верить приложенным к приказу указаниям по заполнению этих документов, проводить сверки и выдавать справки инспекции должны в том числе и по инициативе фирмы.

Адрес должен быть неповторимым

Инспекторы откажут «новорожденной» фирме в госрегистрации, если по указанному в заявлении адресу уже зарегистрирована одна или несколько других организаций. Такое предписание подчиненным дала ФНС в недавно обнародованном письме от 1 февраля 2005 г. № 14-1-04/253. В налоговой службе, видимо, рассчитывают, что это поможет бороться с появлением фирм-однодневок, которых по юридическому адресу обычно найти не удается.

Правда, отказать в регистрации налоговики смогут, только обладая «документированной информацией» о незаконном использовании фирмой такого адреса. Как следует из письма, ее инспекторы получают от собственников помещений или милиции. В ФНС убеждены, что фиктивный адрес равнозначен его отсутствию, а значит, заявление заполнено не полностью. А непредставление всех документов – это достаточная причина для отказа в регистрации (п. 1 ст. 23 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...