Чек-лист уловок налоговых инспекторов

15.04.2021 распечатать

Контрольно-аналитическая работа, которую проводят налоговые инспекторы, нередко завершается требованием ревизоров предоставить пояснения или доплатить налоги. На какие уловки идут ревизоры, чтобы побудить бизнес к действию? О своем юридическом опыте журналу «Расчет» рассказала Мария Лоецкая, старший налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры».

Срочная явка

Бывают случаи, когда в повестках на допрос ревизоры пишут угрожающую фразу о том, что если свидетель не явится в обозначенный день и час, то на допрос его доставят сотрудники правоохранительных органов.

Решение

Свидетель, получая такое приглашение в инспекцию, сильно пугается и поэтому часто идет на допрос, не заручившись при этом юридической поддержкой, что в итоге увеличивает налоговые риски компании, которую он представляет.

Обратите внимание: налоговое законодательство не содержит норм принудительного привода свидетеля в налоговую инспекцию на допрос.

Дальнее звено

Система АСК НДС 2 выявляет разрыв, налоговые инспекторы, анализируя цепочки контрагентов, находят первую компанию, в реальной деятельности которой не может быть сомнений. При этом действующее предприятие может оказаться третьим, четвертым, пятым или более дальним звеном в цепочке деловых партнеров, в которой выявлен разрыв. Бывают случаи, когда представителя компании (как правило, это директор) приглашают в налоговую инспекцию и объясняют, что именно это предприятие является выгодоприобретателем. По этой причине организация должна заплатить НДС.

Решение

Случаи с разрывами по НДС бывают разные, но с тем фактом, что они непременно будут обнаружены ревизорами, думаю, никто спорить не будет. Нельзя сказать, что ревизоры всегда ошибаются с определением выгодоприобретателя. Тем не менее такой подход можно назвать уловкой, ведь приглашенный представитель бизнеса действительно может не иметь отношения к спорной сделке, однако ревизоры так аргументированно доказывают свою правоту, что не подготовленный к такому давлению руководитель предприятия может согласиться заплатить заявленную инспекторами сумму. В действительности, если компания не имеет отношения к сомнительной сделке в цепочке, где выявлен разрыв по НДС, платить она не должна.

Бесспорная автоматизация

Еще одна уловка, на которую идут инспекторы в общении с налогоплательщиками – это ссылка на безупречную работу цифровых сервисов Налоговой службы. Примечательно, что, побуждая компанию доплатить, ревизоры могут даже не ссылаться на Налоговый кодекс.

Решение

Посещая налоговую инспекцию, внимательно следите, на какие нормы ссылаются ревизоры, одного только факта определения разрыва по НДС системой ведомства недостаточно, чтобы объявить предприятие выгодоприобретателем.

Нежданный гость

Бывают случаи, когда в компанию приходит ревизор не из той инспекции, в которой предприятие стоит на учете. При этом контролер может пытаться передать представителю организации документы или потребовать доплатить налог. Личный визит ревизора производит очень сильное впечатление на коммерсантов и сотрудников предприятия, особенно если в компании в это время проходит проверка.

Решение

Обратите внимание: налоговое законодательство не содержит норм, в соответствии с которыми ревизоры из инспекций, отличных от той, где компания стоит на учете, могут самостоятельно принимать решение о визите на территорию организации.

Действительно, между собой контролеры в рамках межведомственного взаимодействия обмениваются данными и задачами, но законодатель не вносил изменений в Налоговый кодекс в этой части. Еще одно злоупотребление, с которым могут столкнуться коммерсанты: приглашение на допрос в другую инспекцию. Как реагировать? В вежливой форме напомните ревизорам, что уполномоченным для вашей компании налоговым органом является одна конкретная инспекция, сообщите ревизорам ее номер, предложите направить уведомление о вызове через ту инспекцию, в которой компания стоит на учете.

Демонстрация вежливости

Принято считать, что во время допроса свидетелей налоговые инспекторы могут вести себя грубо, применять механизмы психологического давления. Поэтому, когда налогоплательщик внезапно оказывается в обратной ситуации: ревизор ведет диалог в дружелюбной форме – представитель компании теряется. В формате доверительной беседы легко разговорить человека, это усыпляет бдительность допрашиваемого, атрибуты дискомфортной для большинства людей процедуры допроса исчезают. Многим людям в такой ситуации ставится неудобно не отвечать на вопросы инспектора.

Решение

Не забывайте: какой бы ни была атмосфера во время допроса в налоговой инспекции, это контрольное мероприятие, которое может иметь самые негативные последствия для проверяемой компании. Самой правильной стратегией на таких встречах остается сопровождение представителя компании юристом, который может направлять беседу в безопасное для предприятия русло.

Чужое мнение

Во время беседы инспектора с представителем компании на допросе ревизоры могут предложить согласиться или опровергнуть их варианты ответов на вопросы. Таким образом почти любое утверждение представителя компании рискует оказаться оспоренным. Приведем пример. Во время допроса ревизоры интересуются, знает ли свидетель директора контрагента. Тот утверждает, что знает, но на вопрос, когда они встречались, свидетель отвечает: «Никогда, мы общались по телефону». Инспектор уточняет: «Вы говорили с этим лицом по видеосвязи?» Опять отрицательный ответ. Тогда контролер спрашивает: «Как же можно понять, что на том конце был именно тот человек, за которого он себя выдает?» Здесь свидетель теряется, он не знает, что можно ответить, и готов согласиться с утверждением, что, раз он не видел паспорта собеседника, значит, доподлинно установить личность невозможно. Так в протоколе может появиться запись, что директор компании на допросе сообщил о беседе с неустановленным лицом. Само собой, такая деталь, может негативно отразиться на компании по результатам контрольно-аналитической работы инспекции.

Решение

Не пытайтесь найти удобные для инспектора ответы, логические цепочки могут быть разными. В случае переговоров по телефону всегда можно сказать, что номер абонента был получен по официальным каналам связи. Не нужно стесняться сказать, что вы чего-то не помните или вообще не знаете, предложите уточнить информацию и дать ответ позже. Это наиболее безопасная стратегия поведения на допросе в рамках контрольно-аналитической работы ревизоров.

Угроза репутации

Обратите внимание: бывают ситуации, в которых директору компании говорят, что в случае отказа доплатить в бюджет обозначенную сумму ревизоры могут сообщить об этом факте контрагентам компании допрашиваемого лица.

Угроза деловой репутации – действенный механизм побуждения налогоплательщиков. Известны прецеденты, когда контролеры действительно сообщали контрагентам предприятия о причастности к сомнительным операциям и нежелании организации доплатить налог в бюджет.

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...