Бухгалтерия космических масштабов

Бухгалтерия космических масштабов

21.04.2006 распечатать

Игорь ЛАТЕЙ работает в космической сфере уже около пятнадцати лет. А его земная должность – главный бухгалтер – носит отпечаток Вселенной: и суммами бухгалтерия оперирует космическими, и до звезд на экране ЦУПа рукой подать.

Путешествие в город Королев – гордость космической индустрии – вызывало бурю эмоций. С мыслями о космосе, Вселенной и мироздании я держала путь в Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш), где работает главным бухгалтером Игорь Латей. Человек, с самого детства окруженный романтикой космоса – его дед стоял у истоков формирования ракетных войск. Родился Игорь на Дальнем Востоке в городе Свободный, в котором планировалось открыть космодром.

Когда военные пришли к выводу, что Свободный слишком близок к китайской границе и для космической площадки не подходит, дед Игоря был командирован на Байконур. А когда ушел в отставку, перевелся в Королев и работал в ЦНИИмаше. Что, кстати, и предопределило выбор Игоря, когда встал вопрос о собственном трудоустройстве. С экономическим дипломом в руках внук военного устроился заместителем главного бухгалтера в институт и уже около 15 лет занимается здесь учетом.

Город-легенда

В какой-то степени по прибытии в Королев меня ожидало легкое разочарование. Институт, в состав которого входит ЦУП, представлял собой ветхое здание, никак не ассоциирующееся с прогрессом. Но экскурсия, проведенная главбухом организации, все расставила на места. Сработал неизменный принцип: по упаковке не судят о содержании.

– Было время, когда вся космическая отрасль Королева относилась к ЦНИИмаш, – рассказывает Игорь Латей. – Но по мере того, как какое-то направление начинало разрастаться и увеличиваться, оно выделялось в отдельное предприятие. Так было, например, в НПО «Энергия», которое принимало активное участие в создании всем известной орбитальной станции «Мир», и со многими другими интересными проектами. Только институт не мог себе позволить отклоняться от научной деятельности и остался за бортом, когда наступил капитализм и все начали подсчитывать дивиденды. Все, что разрабатывалось и создавалось годами, стало независимым. Поэтому сегодня положение института не такое стабильное, как было когда-то.

Предпринимались, кстати, и попытки отнять у ЦНИИмаш сам ЦУП, но эту гордость удалось отстоять. И когда на экране телевизора мы видим сюжеты из космоса, трансляция идет напрямую из института. Для журналистов и телезрителей такой сеанс связи – событие неординарное. А вот для сотрудников ЦНИИмаш – это дело привычное и от работы ни сколько не отвлекает – у бухгалтерии свои стратегические задачи.

Когда Вселенная давит на плечи

Первое, что бросилось мне в глаза в кабинете главного бухгалтера, это скромная обстановка. Нет здесь кожаных диванов, мебели из красного дерева и других материальных благ, отсутствие которых, кстати, не мешает кабинету быть уютным. Здесь все до мелочей располагает к работе и, конечно, в такой обстановке речь пошла о бухгалтерии.

– В институт я попал в 1991 году, – рассказывает Игорь. – На тот момент здесь был огромный штат – примерно 11 тысяч человек, была большая бухгалтерия. А сейчас в общей сложности осталось только три тысячи сотрудников. Причина такого вымирания банальна: люди просто недовольны зарплатой. Ведь, чего греха таить, работать в коммерческой структуре сейчас куда выгоднее, чем в бюджетной.

Негодование главбуха можно понять. Средняя зарплата по институту за прошлый год составила 7300 рублей. И это в наши-то дни! Такой мизерный заработок абсолютно не привлекает квалифицированных работников. И это особенно остро ощущается в бухгалтерии. Сейчас здесь трудятся 38 человек. Однако никто из них не имеет специального высшего образования: у кого-то за спиной бухгалтерские курсы, а многие и без этого обходятся. Большая часть сотрудников занимается обработкой первичной информации. А людей, которые разбираются в законодательстве, практически нет. Все стратегические задачи ложатся на плечи главного бухгалтера и двух его замов. А бухгалтерия – это не только бумажки, но и административная работа. И на нее тоже уходит много времени.

Впрочем, сегодня бухгалтерии института живется трудно, но более-менее стабильно, а еще лет восемь назад, когда Игорь занял кресло начальника, в бухгалтерии космической сферы царил поистине вселенский хаос: задолженность по налогам составляла ни много ни мало 110 миллионов рублей.

– Причина в том, что государство нам не доплачивало по оборонному заказу, – вспоминает главбух. – Хотя в любой другой стране госзаказ вещь священная: что заложено, все должно быть оплачено. Сложно было выбираться из этого капкана, потому как мы оказались в замкнутом круге: у нас есть задолженность, мы не платим налоги, но пени нам начисляют. А то, что мы не можем получить от государства деньги, никого не интересовало. За эти пять лет ситуация немного стабилизовалась. И сейчас задолженность по налогам удалось снизить до 18 миллионов. Причем это уже текущая задолженность.

Космические суммы

Принципиальных отличий ведения бухгалтерии в ЦНИИмаш от других предприятий нет. Разве что бухгалтерам приходится работать с очень большими суммами. К примеру, здесь есть экспериментальные установки, балансовая стоимость которых равна 30 миллионам рублей.

А вот структура бухгалтерии самая обычная: есть расчетный отдел, есть материальный, общий и производственный. Единственное, что у космического института очень много основных фондов, порядка 40 тысяч, поэтому здесь достаточно большое подразделение, которое занимается учетом материальных ценностей.

– Перед налоговой мы отчитываемся по старинке: в бумажном виде. И не потому, что мы ретрограды, просто это вынужденная мера. Посудите сами, в той ситуации, в которой мы сейчас находимся, при такой нехватке кадров начинать что-то прогрессивное попросту нельзя, так как есть риск сломать то, что имеем. Ведь без специального образования люди просто не справятся. К примеру, переходить на международные формы отчетности нам сейчас очень опасно. Конечно, если обяжут это сделать, мы сопротивляться не будем. Но придется нам ой как не легко.

Несколько раз в год бухгалтерию института поверяют налоговые инспекторы.

– Причем делают это со всем усердием, – с улыбкой говорит главбух. – Но надо сказать, что отношения у нас с ними хорошие, вернее, рабочие: вражды нет, но и любви особой – тоже. В последнее время к визитам налоговиков я стал относиться философски, так на меня повлияла статья, которую я прочитал в вашем журнале. Там были приведены слова одного из чиновников ФНС. Из них можно было сделать вывод, что налоговики, приходя с проверкой, преследуют, как правило, одну цель: доначислить налогов и оштрафовать. В противном случае инспектора за невыполнение плана могут даже и наказать. Поэтому что на них сердиться? Ведь они просто выполняют свою работу. Нам в такой ситуации остается только свою правоту в суде отстаивать. Мы уже лет шесть участвуем в процессах и делаем это весьма успешно. Конечно, хотелось бы, чтобы такие конфликты решались в досудебном порядке, поскольку пребывание у нас инспекторов очень тормозит работу бухгалтерии. Проверяют они нас долго – где-то по четыре месяца, а это отвлекает людей от выполнения прямых обязанностей.

Окунуться в пространство

Закончив говорить о земных делах, мы направились в сам ЦУП, поговорить о вечном. Надо сказать, что территория, на которой находится организация, огромна – занимает 65 гектаров. Но, к сожалению, из-за недостатка финансирования далеко не все объекты сейчас задействованы в работе. Хотя в институте есть оборудование, аналогов которого в мире больше нет.

Ближе к зданию самого центра картина стала куда более радостной. Пройдя по широким и запутанным коридорам, мы очутились в зале, откуда и осуществляется связь с космосом. Надо ли говорить, что увиденное потрясло. Забыв про заготовленные вопросы, я с замиранием сердца смотрела на экран огромных размеров, на котором отображалось движение спутника. Увидев мою реакцию на открытое космическое пространство, Игорь не смог промолчать.

– Да, у меня было похожее состояние, когда я все это увидел в первый раз. Однако потом за кучей проблем замечать это перестал, уж слишком много работы было. Да и потом, я привык к космосу – с детства нахожусь в такой обстановке и, быть может, из-за этого мои чувства притупились.

Еще полетаем

Мне пришла в голову идея, что если бы космические туристы летали чаще, то и положение института и самого ЦУПа значительно улучшилось, ведь это очень большие деньги. Однако оказалось, что не все так просто.

– Средства, которые люди платят за полеты, учитываются не в нашем институте, поскольку станция, на которую сейчас осуществляются высадки, не принадлежит ЦНИИмаш. Я предполагаю, что эти деньги учитываются либо в НПО «Энергия», либо напрямую заключается договор с агентством «Роскосмос». Но вот сумму не знаю, поскольку это всегда является коммерческой тайной. Безусловно, институт тоже получает свой гонорар, и полученные суммы проходят через бухгалтерию. Ведь мы осуществляем связь с летательными объектами. Так же дело обстоит и с другими схожими предприятиями, которые задействованы в этой работе: ведь и скафандр надо изготовить, и провести определенные испытания. Но это ведь не такие гигантские суммы. А вообще, говоря о космосе как о туризме, не надо забывать, что летающие туда за деньги – не туристы в традиционном понимании, когда человек проводит время беззаботно и ничего не делает. Здесь такого быть не может, поскольку новоиспеченный космонавт должен, как и другие члены экипажа, выполнять определенную работу, уметь вести себя правильно во внештатных ситуациях. Такие туристы должны обладать отменным здоровьем.

В такой обстановке вопрос о том, мечтает ли сам Игорь о полете в космос, напрашивался сам собой. Оказывается, такие мысли главбуха не посещали, но его прогнозы о развитии космического туризма вполне оптимистичны.

– Уж слишком много дел на земле. Но я думаю, времена, когда любой желающий сможет ощутить на себе невесомость, не так уж и далеки. Припомните-ка, когда мобильный телефон только появился, купить его мог далеко не каждый, а сейчас это уже предмет абсолютно обыденный, а для многих и предмет первой необходимости. Основная причина, почему мы сейчас не можем полететь на орбиту нашей планеты, – стоимость доставки на станцию. Но и эта проблема может быть решена. Как раз сейчас у института есть проект на строительство очередного многоразового корабля. Если все сложится и он будет запущен, то стоимость доставки на орбиту станет дешевле. И вопрос о космическом туризме будет решаться проще. Тогда даже простой бухгалтер сможет стать космонавтом-любителем.

Елена КОВАЛИШИНА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.