Бухгалтер, знающий цену человеческой жизни

Бухгалтер, знающий цену человеческой жизни

11.12.2006 распечатать

Душераздирающие кадры по спасению жертв Тайваньского цунами потрясли весь мир. Надолго запомнились и сюжеты о спасательной операции в Иране. Пожары, наводнения, смерчи... за каждым стихийным бедствием – сотни спасенных жизней. И кому, как не главному бухгалтеру Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий знать их цену.

Через тернии...

С советских времен мы привыкли видеть на посту главного бухгалтера – женщину. Поэтому я была весьма заинтригована, узнав, что в МЧС эту должность занимает мужчина. «Да, конечно, я готов встретиться, – сразу поразил своей открытостью главный бухгалтер МЧС Александр Махваев, он же – и заместитель директора финансово-экономического департамента. Общий язык с главным финансистом стратегического министерства мы нашли сразу, без длительных согласований и запросов: фраза «дорога каждая минута» – здесь не пустой звук. И для Александра это далеко не абстрактное понятие, а реальность, выраженная в цифровом эквиваленте.

К пониманию и использованию столь тонкого определения в своей профессии Александр Махваев пришел, конечно же, не сразу. Сначала ему пришлось пройти все тяготы Вольского высшего военного училища, после этого – десять лет тыловой службы, где будущий главный бухгалтер МЧС в совершенстве познал психологию и типажи характеров и поведения людей разного ранга и звания. После чего последовало обучение на военнофинансово-экономическом факультете при Финансовой академии Правительства.

Практические знания Александр стал осваивать за границей, будучи распределенным по линии Министерства обороны и Центробанка в «Дойчбанк». Но непосредственно с бухгалтерией он столкнулся лишь в 1998 году, вернувшись в Россию. Спустя четыре года подполковник Махлаев перешел из рядов Министерства обороны, чтобы занять достойный и благородный пост в Министерстве по чрезвычайным ситуациям России. И за все время работы ему удалось успешно изучить и освоить три совершенно разных учета: бухгалтерский учет в кредитных организациях, собственно бухгалтерский учет в коммерческих организациях и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях.

Налоговые сложности

– Работа моя мне очень нравится, – начал Александр. – Единственное, что мешает – это часто вносимые поправки в законодательство. И здесь со мной согласятся, пожалуй, все бухгалтеры. Ведь нам то и дело приходится сталкиваться с нововведениями в Налоговый кодекс, а также кучей подзаконных актов и инструкций, которые меняются слишком стремительно, зачастую еще не вступив в действие. И это очень сильно отвлекает от работы – вместо того, чтобы сконцентрироваться на текущей работе ведомства, нам приходится просматривать кучу нормативных актов и разбираться: что и где изменилось.

Для сравнения можно привести Германию. Там бухгалтеры работают по нормам, многие из которых были приняты еще до войны. Преобразования вообще сложно воспринимаются: не каждый финансист сразу может понять и использовать видоизмененные законы в нужном направлении. Ведь сейчас даже название изменилось – не бухгалтерский учет, а бюджетный, что даже на уровне подсознания пока сложно адаптируется.

– А как вы общаетесь с налоговыми инспекторами? – поинтересовалась я. Мне кажется, они к вам должны относиться более чем лояльно, принимая во внимание то, какую работу делает министерство.

– Инспекторы относятся к нам на общих основаниях. То есть не особо выделяют из общей массы предприятий и компаний. И это понятно – они ведь делают свою работу, не менее серьезную и важную, чем наша. Из-за огромного документооборота и специфики нашего ведомства ревизоры у нас частые гости, и не только налоговые. Поэтому и проверок у нас предостаточно: чуть ли не каждый день по две-три. Кроме налоговой, нас контролирует Счетная палата, Казначейство, Управление по делам чрезвычайных ситуаций при Президенте, прокуратура и другие надзорные органы. И серьезных разбирательств тоже много. Но все они носят исключительно рабочий характер. Иногда даже доходит до судебных разбирательств, причем бухгалтерия МЧС выступает не только ответчиком, но и инициатором процессов. А в целом все хорошо, обычная работа.

Электронная стратегия

Далее я попросила Александра рассказать, как работает огромная структура под названием МЧС. Ведь для того, чтобы она была эффективной, все должно быть отлажено, в том числе и в бухгалтерии.

– В наш век высоких технологий по-прежнему ощутим дефицит программного обеспечения в бухгалтериях и финансовых отделах различных ведомств. Вообще нами была разработана целая программа преобразований в этом направлении. Ведь за последние несколько лет изменилась схема и порядок ведения расходов, подходы к планированию, появилась должность «администратор доходов». Особенно вопрос обострился после усовершенствования бухгалтерского законодательства, когда мы перешли на бюджетный учет, который предполагает полную автоматизацию процессов ведения учета, составления, свода, проверки и сдачи отчетности. И чтобы все поставить на одни рельсы, необходимо было оснастить министерство соответствующими программными продуктами. А для этого, как известно, нужны деньги, и немалые. Нам пришлось потратить немало сил, чтобы доказать на всех уровнях, что средства на это просто необходимы. И надо сказать, что нам только сейчас удалось добиться того, что такое оснащение прописано в бюджете.

На реализацию всего процесса уже потрачен не один миллион рублей, но пока объем работ выполнен только наполовину от требуемого стандарта. При этом речь не идет о суперсовременном оснащении: всего-то надо, чтоб каждое рабочее место было оборудовано компьютером, подключенном к сети.

Переход на работу с новой системой потребовал не только дополнительных средств – стал ощущаться недостаток квалифицированных кадров. Александр рассказал, что для обучения специалистов навыкам работы с новой системой были организованы специальные курсы при Санкт-Петербургском университете противопожарной службы.

– Да, мы безусловно довольны нашими достижениями, но останавливаться на достигнутом не собираемся. Сейчас у нас есть задумка соединить все компьютеры ведомства в сеть посредством нашего сервера. Чтобы любой сотрудник, находясь даже в самой отдаленной точке, мог свободно выйти на наш сайт и посмотреть важную информацию или новую инструкцию. А мы, в свою очередь, могли бы в режиме он-лайн контролировать и проверять работу подчиненных. Допустим, правильность заполнения тех же самых электронных отчетностей.

Постоянный контроль

После услышанного я обратилась к своему собеседнику с вопросом, как ему удается справляться с таким гигантским организмом, как МЧС. Ведь очевидно, что отследить деятельность огромного ведомства без определенного оснащения – задача практически невыполнимая. Но Александр не унывает. Дело в том, что в ведомстве возродился институт балансовой комиссии. В ее обязанности, в том числе, входит отслеживание ситуаций на местах.

– На сегодняшний момент мы уже проехали и проверили балансовые комиссии в Северо-Западном, Сибирском, Центральном региональных центрах, – рассказывает полковник. Есть перечень вопросов, по которому отчитываются все ответственные лица, начиная с командиров и заканчивая бухгалтерами: организация деятельности, функции, основные показатели, на что были потрачены средства, выделенные на финансирование, эффективность их использования, и так далее. На основании всех этих показателей дается оценка деятельности, определяются проблемные зоны. Проведя такую работу, мы сразу видим, что требует дополнительного финансирования, или наоборот, где необходимо сократить денежные средства. После этого мы составляем протокол с соответствующими рекомендациями. И всем этим занимается балансовая комиссия.

Цена спасения

По каким законам и куда направляются те средства, которые городские спасатели берут, скажем, за банальное вскрытие захлопнувшейся двери? – поинтересовалась я у своего собеседника.

– Все услуги, которые осуществляют сотрудники МЧС, – абсолютно бесплатные. Все дело в том, что мы – бюджетная организация, и ни с кого денег не берем. Безусловно, у нас есть внебюджетные средства. Но их мы используем исключительно по генеральному разрешению, которое нам выдает Минфин. Могу сказать, что на сегодняшний день сфера внебюджетной деятельности очень сильно сократилась. Раньше, например, мы тоже имели право предоставлять некоторые виды платных услуг. Сейчас у нас на внебюджетке в основном осталась образовательная сфера. И этих средств едва хватает на то, чтобы восстановить расходы, которые мы несем, допустим, за оплату учебных часов преподавателям, закупку технических средств и наглядных пособий.

Александр также рассказал, что в бухгалтерии ведомства учитываются средства, которые применяются при вызволении людей из бед. К примеру, главный бухгалтер до сих пор вспоминает ситуацию с прошлогодним цунами на Тайване, когда вместе со спасателями полетели медики, о чьем содержании министерство здравоохранения забыло позаботиться. МЧС тогда пришлось обустраивать не только пострадавших, но и врачей.

– Конечно же, в рамках экстремальной ситуации вся эта несогласованность действий просто недопустима. И это отрицательно сказалось на ведении бухгалтерии: пришлось в дальнейшем приложить немало усилий для восстановления потраченных средств. Но ничего, нам не привыкать к сложностям. Главное, чтобы люди были в безопасности.

А как Вам удается избежать финансовой волокиты, когда, к примеру, работники МЧС получают срочное задание вылететь куда-нибудь в другую точку мира, где бушует стихия? – обратилась я к Александру.

– Когда я только сюда пришел, это была огромная проблема. Особенно, если речь шла о пересечении границы: на перемещение валютных средств через таможенные кордоны необходимо определенное разрешение, а любое согласование – это потеря бесценного времени. Если команда приступает к исполнению приказа в шесть вечера, в час ночи уже взлет, а финансовые средства можно задекларировать только днем в рабочий день. При этом еще надо соответствующую заявку подать, подготовить спецавтомобиль для доставки денег. Это доставляло нам массу сложностей и преград. Чтобы справиться с проблемой, мы провели колоссальную координационную работу. И теперь команда сначала летит и выполняет свою работу, и лишь после этого мы начинаем проверку, сведение затрат, их возмещение соответствующим структурам. Такой подход сильно облегчил нам жизнь. Так что на сегодняшний день вылет самолета и экипажа быстрого реагирования для нас не представляет никаких сложностей.

«Чрезвычайная» бухгалтерия

Поскольку ведомство живет в режиме чрезвычайного положения, то и возникающие задачи приходится решать оперативно. Александр рассказал, что для этого в ведомстве существует свой определенный метод действий – «мозговой штурм».

– Это у нас официальное название работы методологического совета, который состоит из наиболее подготовленных сотрудников бухгалтерий и финансовых органов, созывается по мере необходимости для выработки коллективного решения в самых экстренных или неоднозначных ситуациях, требующих срочного разрешения. Ведь бюджетный учет не менее важен, чем человеческий фактор или техника.

А вообще особенности бухгалтерской деятельности Александр старается познавать не только сидя в уютном кресле, но и лично участвуя в жизни ведомства, например, выезжая вместе со спасателями в зоны чрезвычайных ситуаций. Что бывает, впрочем, не часто, но весьма плодотворно.

Так, 26 декабря 2003 года, когда все годовые отчетности были закрыты, Александра Махваева срочно командировали с экипажем на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации в Иране. Реальность оказалась иной, нежели скупые цифры на бумаге. Именно тогда главный бухгалтер МЧС постиг тонкости «чрезвычайной» бухгалтерии. Например, раньше Александр достаточно скептически относился к затратам на аэродромное обслуживание. Тысяча долларов никак не давала покоя душе главного бухгалтера. Но увидев трудоемкий процесс лично, убедившись, что все эти затраты действительно принято отражать в смете даже на международном уровне, Александр кардинально изменил свое отношение ко многим нюансам рабочего процесса. Тогда же главный бухгалтер МЧС на собственном опыте осознал разницу теоретической и практической бухгалтерии. С тех пор он убежден, что бухгалтерия во многом зависит не столько от инструкций и законов, сколько от человеческих качеств.

Ирина МЕЛЕХОВА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.