Автограф для банка

Автограф для банка

12.02.2008 распечатать

Как показывает практика, конфликты бухгалтеров с сотрудниками фирмы на почве правильного оформления документов — обычное дело. Далеко не все работники склонны сверять подписи на документах или рассматривать печать, так что придирки счетоводов обычно бывают вполне обоснованны. Особенно остро данный вопрос стоит при оформлении платежных поручений.

Главное – четкость

Профессия бухгалтера требует внимательности и скрупулезности даже в мелочах. У многих работников учета вошло в привычку даже подписи ставить абсолютно идентичные — чего не скажешь об их коллегах. Человеку, особенно не обладающему каллиграфическим почерком, обычно не свойственно умение расписываться одинаково. Если же роспись размашистая, то это становится и вовсе невозможным. Такая небрежность простительна, когда речь идет о личных документах, однако подпись генерального директора на платежных поручениях — вещь куда более важная и значимая. Здесь многое зависит от придирчивости и дотошности операциониста, который будет принимать документ.

С каким же образцом сравнивается подпись? Согласно Инструкции от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» при открытии счета оформляется банковская карточка, содержащая образцы подписей и оттиска печатей компании. Данный документ заполняется с применением пишущей или электронно-вычислительной машины шрифтом черного цвета либо ручкой с чернилами черного, синего или фиолетового цвета. А вот применение факсимильной подписи для заполнения полей карточки не допускается.

Требования представителей банковских структур вполне оправданны, ведь они несут ответственность за достоверность подписей в платежных документах.

К директору на ковер

Затронутая нами ситуация обычно складывается следующим образом. Когда-то давным-давно генеральный директор, заполняя банковскую карту, оставил на ней свой автограф, но потом привычка взяла свое, и подпись со временем изменилась очень существенно. Человек он занятой, и за день подписывает, как правило, немало бумаг, ставя роспись уже машинально. Но если к документам о сделках никто особенно придираться не будет, то в банке подобное может не пройти. А страдает от этого в первую очередь главный бухгалтер. По словам одной из наших читательниц — Елены Сильченковой, бухгалтера крупной компании по продаже цифровой техники — она постоянно сталкивается с одной и той же проблемой при отправке платежек. Дело в том, что генеральный директор при оформлении банковской карточки расписался очень старательно, почти каллиграфическим почерком, а вот при подписании платежек он уже не склонен себя утруждать. Сотрудники банка, сравнивая подпись в карточке с подписью на документе, не находят между ними ничего общего, как будто расписались два разных человека. Руководство в ответ на ее претензии сетует на занудство банкиров, хотя Елена Николаевна сама прекрасно видит, что подписи абсолютно разные. Как же поступить бухгалтеру в таком случае? Особенно если платеж срочный — например, налоги или аренда?

В такой ситуации не остается ничего другого, как вновь идти «на ковер» к гендиректору с просьбой подписать платежку еще раз. Кстати, сознательный руководитель обязательно потребует от бухгалтера уничтожить старое поручение, которое не принял банк, чтобы не допустить повторного перевода средств. Ведь в другой день у другого операциониста претензий к подписи может и не возникнуть, а, значит, деньги будут переведены дважды.

Сами же сотрудники банков настаивают на переоформлении карточки с образцами, ведь подобные проблемы отнимают время не только у самих плательщиков, но и у банковских клерков, принимающих платежи.

Щепетильность сотрудников банка призвана защитить денежные средства клиентов от противоправных махинаций.

Перестраховка

Требования представителей банковских структур вполне оправданны, ведь они несут ответственность за достоверность подписей в платежных документах. Практика насчитывает немало случаев, когда деньги «уплывали» с расчетного счета организации по платежным поручениям с поддельной подписью. А компании, пострадавшей от невнимательности банковских служащих, оставалось только подавать в суд. Зачастую, справедливость берет верх, и банку приходится компенсировать потери своего клиента. Именно поэтому излишняя щепетильность и требовательность сотрудников банка является дополнительным способом защиты денежных средств клиентов от противоправных махинаций.

Но что же делать главному бухгалтеру, если документ нужен срочно, а операционист придирается к подписи? Еще одна наша читательница, бухгалтер крупной торговой компании Наталья Плахина, рассказала, какой выход из подобной ситуации удалось найти лично ей. «У меня есть образец подписи генерального директора — он расписывался на банковской карте. Теперь на платежных поручениях я почти всегда расписываюсь за него сама. Дело это вполне обычное, и, полагаю, я не единственная, кто нашел подобный выход из положения. Зачастую проще сделать это самой, глядя на образец, нежели требовать от директора повторной росписи. Он об этом знает и доверяет мне полностью, а операционисты еще ни разу не придрались».

Такой вариант является очень распространенным, однако он, положа руку на сердце, не совсем законен. Ведь уголовного преследования за подделку подписи у нас еще никто не отменял. А профессиональная жизнь бухгалтера и без этого достаточно напряженная.

Первый и второй

Право первой подписи принадлежит руководителю юридического лица или иным лицам, которые располагают им на основании доверенности. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру.

Повезло

В конечном итоге получается замкнутый круг. С одной стороны, бдительность банковских операционистов необходима компании, чтобы не потерять деньги из-за проделок мошенников, но с другой, она оборачивается лишней головной болью для работников учета. Из этой ситуации, впрочем, есть подходящий выход — сделать ксерокопии банковской карты, которые постоянно будут у генерального директора при себе. Подписывая же платежные поручения, он должен быть предельно аккуратен, отдавая себе отчет в том, что банк бдительно заботится о компании, а не просто придирается впустую.

Впрочем, поступить можно и по-другому, о чем рассказала нам наша подписчица, бухгалтер из Москвы Екатерина Денисова: «Мы постоянно проводим платежки через один и тот же банк, который находится в том же здании, что и наш офис. Старшая операционистка прекрасно знает и меня, и генерального директора нашей фирмы. Даже если подпись на платежке несколько отличается от представленной на банковской карте, она не придирается никогда. Ей хорошо известно, что я не принесу документы от чужого человека». К сожалению, такие случаи единичны. Так что если вам удалось наладить дружеские отношения со своим операционистом, то считайте, что вам повезло. Одной проблемой меньше.

Юлия Лакша, Светлана Кузина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...