Аудиторский вердикт с оговоркой

Аудиторский вердикт с оговоркой

25.02.2009 распечатать

От того, каким будет заключение аудитора, может зависеть дальнейшая судьба компании. И хотя форма документа, который составляется по итогам проверки, стандартная, аудиторы могут отразить в ней все нюансы, которые не позволили оценить финансовую (бухгалтерскую) деятельность фирмы «безоговорочно положительно». Александр Бадорин, аудитор ЗАО «АРНИ», рассказывает, от чего зависит содержание аудиторского заключения, и дает советы о том, как нужно действовать бухгалтерам, чтобы избежать негативных оговорок в документе.

Вопреки желаниям

Итак, существует несколько видов аудиторских заключений. Естественно, более выгодной является ситуация, когда предприятие получает бумагу, в которой выражено безоговорочно положительное мнение о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такой документ, помимо всего прочего, является дополнительной гарантией того, что у фирмы правильно рассчитаны все налоги. Кроме того, в хозяйственной деятельности подобное аудиторское заключение позволяет получить организации некоторые «преференции» по сравнению с другими. Например, возникает меньше проблем и вопросов при получении кредита в банке, появляется реальная возможность получения отсрочки различного вида платежей. При этом следует учитывать, что безоговорочно положительное удалено заключение фирме стоит ждать только в том случае, если финансовая (бухгалтерская) отчетность предприятия дает достоверное представление о его финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухучета и подготовки отчетности в России.

На практике компании в основном получают от аудиторских организаций модифицированные аудиторские заключения. Это документы, в которых выражено мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, отличное от безоговорочно положительного.

Целью аудита является подтверждение достоверности данных бухгалтерской отчетности организации.

Закон обобщает — практика разделяет

Форма, содержание и порядок формирования информации, приводимой в аудиторском заключении, регламентированы содержанием Правила (стандарта) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Данное правило утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. от 22 июля 2008 г. № 557). Далее этот документ будет именоваться Правило (стандарт) № 6.

Исходя из содержания данного Постановления, можно утверждать, что существуют всего два вида аудиторского заключения:

  • документ, в котором выражено безоговорочно положительное мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
  • документ, в котором выражено мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, отличное от безоговорочно положительного.

Понятие «Модифицированное аудиторское заключение» относится ко второму виду. На практике же оно в свою очередь может быть представлено в нескольких вариантах — в зависимости от причины, по которой оно отличается от безоговорочно положительного. Итак, аудиторское заключение может быть признано модифицированным если:

  • в ходе проверки имели место разного рода неопределенности, в том числе способные повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности фирмы (пункты 27, 28 и 29 — здесь и далее пункты Правила (стандарт) № 6);
  • объем работы аудитора был ограничен, то есть этот специалист не имел возможности проверить достоверность каких-то данных в финансовой отчетности. Или между ним и руководством возникло разногласие относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения или адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности (п. 34), но повлиять на данную ситуацию у аудитора возможности не было.
  • аудиторы готовы выразить свое мнение, но с оговоркой. Это возможно тогда, когда влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения своей позиции (п. 35);
  • аудиторская организация отказывается от выражения мнения. Речь идет о тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности (п. 36).

Следует учитывать, что при выражении любого мнения, кроме безоговорочно положительного, согласно п. 38 Правила (стандарта) № 6, аудитор «...должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если возможно, дать количественную оценку предполагаемого влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность».

Чаще всего на практике встречаются ситуации, когда аудируемые организации получают модифицированные аудиторские заключения:

  • с наличием разного рода неопределенностей, в том числе способных повлиять на достоверность отчетности и мнение с оговоркой.

Необходимые для проверки документы следует подготовить заранее и представлять аудиторам в ходе проведения контрольного мероприятия в копиях.

Влиятельные факты

Рассмотрим обстоятельства, по причине которых аудируемым организациям могут быть выданы модифицированные аудиторские заключения.

1. Предположим, что в финансовой (бухгалтерской) отчетности компании содержались данные о стоимости основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат в незавершенном производстве, денежных средств в кассе и других материальных активов, причем эта информация имела существенное значение для характеристики финансового положения организации. В данном случае фирме было выдано модифицированное аудиторское заключение только по причине того, что аудиторы не участвовали в проведении инвентаризации данных активов.

2. В соответствии с требованиями нормативных актов Минфина РФ, субъекты малого предпринимательства могут не применять положения таких стандартов бухгалтерского учета, как «Событие после отчетной даты» и «Условные факты хозяйственной деятельности». Однако при этом такие события и факты у организации в проверяемом периоде имели место. В связи с этим модифицированное аудиторское заключение было выдано аудиторской организацией исходя из наличия таких событий и фактов, а также с учетом их существенного влияния на показатели финансово-хозяйственной деятельности.

3. Наличие существенных искажений в показателях финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые были исправлены в ходе аудиторской проверки.

4. Наличие отрицательной величины чистых активов организации по итогам финансовой (бухгалтерской) отчетности за проверяемый период.

5. Представление финансовой (бухгалтерской) отчетности не в полном объеме, например, по причине отсутствия формы № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» при фактическом наличии операций с такими средствами, пояснительной записки и др.

6. При определенных обстоятельствах, исходя из существенности их влияния на показатели финансово-хозяйственной деятельности организации в проверяемом периоде, причинами модифицированного аудиторского заключения являлось наличие следующих событий и фактов:

  • значительные объемы работ по договорам, которые были заключены в проверяемом отчетном периоде, а основная деятельность по ним приходилась на следующий отчетный период;
  • существенность величины затрат в незавершенном производстве;
  • зависимость или неопределенность в отношениях организации с ее основными поставщиками и подрядчиками, а также покупателями и заказчиками (доля которых составляет 60% и более), в том числе отсутствие актов сверки расчетов с ними, а также с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • неопределенность в отношении подтверждения достоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, которые имеют существенное значение для оценки финансового положения организации. Например, непредставление бухгалтерией документов, подтверждающих произведенные расходы (полученные доходы);
  • неурегулированные судебные разбирательства — как с контрагентами, так и с государственными органами;
  • смена собственников организации (в том числе перераспределения долей между ними), руководства (единоличного органа управления), главного бухгалтера и т. п.

комментарий специалиста

– Имейте в виду, что уже выданное аудиторское заключение впоследствии может быть отозвано, — предупреждает Кирилл Дьяконов, эксперт журнала «Консультант». Вспомним нашумевшие разбирательства, фигурантами которых являлись ОАО «НК «ЮКОС» и ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит». Тогда в процессе банкротства компании аудиторы отозвали свои заключения по результатам всех проверок отчетности, проведенных в период с 31 декабря 1995 г. по 31 декабря 2004 г. Один из представителей «большой четверки» посчитал, что на выданные документы не следует полагаться как на достоверные, и что они не имеют отношения к финансовой отчетности компании. Аудиторы обязали фирму немедленно уведомить об этом те лица или регулирующие организации, которые полагаются или могут полагаться на такие заключения.

В копилку бухгалтеру

Поговорим о методах, которые могут помочь работнику учета наладить успешное взаимодействие с аудиторами.

Перед началом проведения проверки аудируемая и аудиторская организации должны согласовать порядок их взаимодействия в период проведения проверки. Он согласовывается на этапе заключения договора на аудиторскую проверку и доводится руководством аудиторской организации (менеджерами) в письменной (или устной) форме до руководителя аудиторской проверки. При этом от бухгалтерии проверяемой организации должны быть назначены лица, через которые будут осуществляться контакты аудиторов с бухгалтерией (подбор и предоставление документов по запросам аудиторов и др.). Как правило, такими лицами являются заместители главного бухгалтера. Они, в свою очередь, будут определять лиц, к которым аудиторы могут обращаться за разъяснениями в ходе проведения аудита.

Сотрудникам бухгалтерии необходимо осознать, что проводимая аудиторская проверка не является ревизией активов и обязательств аудируемой организации.

Целью аудита является подтверждение достоверности финансовой отчетности фирмы. На основании сведений и фактов о ее финансово-хозяйственной деятельности, отраженных в различных документах. В связи с этим необходимые для проверки бумаги, в том числе и по перечню, представленному аудиторской организацией до начала мероприятия, следует подготовить заранее и представлять в ходе проверки в копиях.

Аудиторская проверка не является консультационным обслуживанием в отношении проверяемой фирмы. Поэтому в период нахождения (работы) аудиторов в офисе организации не стоит требовать от них профессиональных рекомендаций, содействия в разработке безопасных налоговых схем или помощи в корректировке учета.

Оценка достоверности финансовой отчетности только в аспекте существенности вызвана тем, что аудиторские процедуры неизбежно носят выборочный характер. В связи с этим следует учитывать, что аудиторские замечания о допущенных искажениях в бухгалтерской отчетности имеют отношение в первую очередь к хозяйственным операциям, выбранным ими для проведения проверки. Для распространения выводов о наличии таких искажений во всех или в части хозяйственных операций, не попавших в выборку, у аудиторов должны быть очень серьезные основания, подтвержденные документами и расчетами.

Выявленные по итогам аудиторской проверки компания может исправить. На это возможно, потребуется дополнительное время — сверх срока, установленного договором на осуществление проверки. В том случае, если исправления искажений будут иметь существенный характер, то вместо отказа от выражения мнения или выражения отрицательного мнения, аудиторская организация, возможно, выразит мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации с оговоркой на произведенные корректировки. В результате этого фирме будет выдано модифицированное аудиторское заключение.

Александр Бадорин

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...