25 запрещенных приемов в камералке

27.01.2012 распечатать

Камеральная налоговая проверка – испытание для любой компании. А если она еще сопровождается неправомерными действиями со стороны инспекторов, вдвойне неприятно. Мы выяснили, каких преднамеренных нарушений во время контрольного мероприятия можно ожидать от ревизоров.

1. Нельзя найти

Постоянные изменения и дополнения в НК заставляют бухгалтеров обращаться за советом к налоговым органам. Казалось бы, налогоплательщик не должен выяснять, кто компетентен в интересующем его вопросе, но в реальности найти инспектора, способного дать грамотный и качественный комментарий по какому-нибудь нововведению, невозможно. Даже найдя нужного сотрудника, бывает сложно добиться от него ответа. При том, что в НК сказано об обязанности работника инспекции бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих сборах.

2. Ложная информация

В практике каждого бухгалтера есть случаи, когда ему необходимо, что-то узнать от налогового инспектора, например реквизиты счета Федерального казначейства для уплаты штрафа. Позвонив проверяющему, специалист учета может получить неверные данные. И тогда при перечислении сумм штрафа или налога деньги не попадут в нужный бюджет. Это приведет к неуплате обязательных платежей и новым санкциям. Поэтому все реквизиты лучше запрашивать письменно, чтобы при обращении в суд ссылаться на инспектора, допустившего ошибку.

3. Раскрывает налоговую тайну

Плохо, когда инспектор не говорит того, что нужно, но еще сквернее, когда рассказывает слишком много. Пунктом 8 статьи 32 НК РФ установлено, что контролер должен соблюдать налоговую тайну. В ходе проверки он получает доступ к секретам производства и коммерческой тайне. Инспектор может просто проболтаться или, что хуже, предоставить информацию конкурентам специально. И тогда компания не сможет увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду. Единственный способ избежать проблем – не рассказывать проверяющим сведения, имеющие ценность.

4. Выдумывает долги

Неприятно бывает, когда контролер придумывает задолженность или начисление штрафа. Предположим, что перед сверкой расчетов с бюджетом выясняется, что у фирмы есть задолженность, либо неуплаченный штраф. Причем это вызвано не ошибкой или забывчивостью бухгалтера компании, а невнимательностью или умыслом инспектора. Доказать свою правоту можно, предоставив акт сверки и платежные поручения на уплату налога.

5. Несет отсебятину

Другой случай ловкого владения информацией демонстрируют инспекторы при работе с официальными документами Минфина. Мнения по одним и тем же вопросам у Минфина и его подчиненных часто расходятся. Конечно, письма не являются законодательными актами, но если в ведомстве рассматривают спорные ситуации в пользу компаний и ИП, то налоговая старательно игнорирует все рекомендации вышестоящего начальства.

6. «Лишние» документы

Контролирующие органы могут требовать документы у налогоплательщика. При этом они запрашивают не только первичку, но и бумаги, не имеющие отношения к проверке. Если контролер действует по Кодексу, то запросить информацию он сможет в следующих случаях.

  • когда документы должны быть представлены вместе с декларацией;
  • при применении налоговых льгот;
  • при проверке деклараций по налогам природных ресурсов;
  • в случае возмещения НДС.

Если ничего из списка не было применено компанией, то можете смело отказывать проверяющим.

7. Повторное предоставление

С 2010 года контролеры не имеют права запрашивать документы, которые уже представлялись в налоговый орган. Данное правило применимо к бумагам, представленным с 2010 года. Однако инспектора часто забывают об этом. Отвечать на повторные запросы не обязательно.

8. Неправильное требование

Еще один случай незаконного истребования документа. В каждом запросе проверяющих должен быть прописан вид проводимого контрольного мероприятия: камеральная или выездная проверка. Также указывается исследуемый налог и период. Если таких данных в требовании нет, то его можно признать незаконным.

9. В электронном виде

В соответствии со статьей 31 НК РФ налоговые органы имеют право затребовать информацию в электронном виде. Имейте в виду: пока в кодексе не будет прописано, что налогоплательщик должен представлять документы в цифровом варианте, давать информацию не обязательно.

10. Информация без требования

Очень часто контролеры понимают, что не могут получить документы законным способом и предлагают поделиться информацией без официального требования. Еще одной причиной такого запроса может стать желание инспектора эффективно использовать каждый день проверки. На то, чтобы составить и отправить требование, проверяющему положено 10 дней после сдачи отчетности. Для налоговой удобнее запросить информацию на следующий день после получения декларации. Предоставлять ли информацию по неофициальному требованию, каждый бухгалтер решит сам. Но чаще всего это вредит компании.

11. Отказывается принять отчетность

Бывают ситуации, когда инспектор отказывается принять отчетность. А может его нет на месте, и сдать декларацию в положенный срок не удастся. В таком случае отправьте документы почтой, если еще не перешли на электронный документооборот.

12. Предлагает не заявлять

Основная функция налоговиков – контроль правильности расчета и уплаты налогов. Пристальней всего проверяют возмещение НДС. Поэтому инспектора стараются убедить организацию не сдавать декларации к уменьшению налога. Проверяющий будет запугивать огромным количеством требований, постоянными вызовами на допрос, и скажет что они не «касса по выдачи НДС». Пожелания инспектора не имеют никаких законных оснований. А не заявлять НДС к возмещению значит получить убытки. Поэтому смело указывайте в декларации реальную сумму.

13. Уменьшить убыток

Если в расчете вы заявили убыток 2 периода подряд, будьте готовы, что инспекторы предложат подать уточненную декларацию с уменьшением расходов. Логика у проверяющих проста. Ведь если нет прибыли, значит, зарабатывает компания меньше, чем тратит. И тогда как же она планирует вести деятельность в будущем, если никакой выгоды фирма не получает. Понять инспекторов можно, но исполнять их запросы не следует.

14. После проверки

Иногда ревизору нужна информация, которая не связана с проверкой. И он может запросить информацию по декларации, которая сдана более 3 месяцев назад. В этом случае требование не подлежит исполнению.

15. Опять не успел

После проверки с доначислениями контролеры должны направить требование об уплате налога организации в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Несогласованность в работе отделов инспекции приводит к тому, что предложение внести в казну налог приходит позже положенного срока.

16. Нарушает сроки

Соблюдение сроков – большая проблема налоговиков. Казалось бы, не сложно запомнить основное. На «камералку» отводится 3 месяца, для составления акта – 7 дней, на решение – 10. Однако инспектора часто упускают возможность законного доначисления налогов. Причин несколько: неопытность или много работы. Любое отступление от процедуры оформления результатов проверки можно использовать как довод в суде против инспекции. Арбитры всегда поддерживают налогоплательщиков, если ревизор что-то сделал не вовремя.

17. Сразу пишет акт

НК установлено, что если проверяющим выявлены ошибки в налоговой декларации и противоречия в документах, он обязан сообщить об этом налогоплательщику. При этом организация или ИП должны представить пояснения или исправить бумаги. До тех пор, пока контролер не получит пояснения по обнаруженным расхождениям, он не имеет право признать это нарушением. Если представить инспектору документы для подтверждения своих расчетов, он обязан рассмотреть их и учитывать при вынесении акта проверки.

18. Дополнительные мероприятия

У сотрудников налоговых инспекций есть возможность после написания акта 30 дней проводить дополнительные мероприятия. Такие действия оформляются специальным решением. Контролерам дается срок 1 месяц для поиска более серьезных доказательств вины предпринимателя, чем те, которые они уже нашли. Но некоторые инспектора умудряются написать такое решение до того, как составят акт. Помните: срок «камералки» – 3 месяца, и он не меняется. Поэтому все, что ревизоры накопают после окончания проверки, можно оспорить.

19. Вручение акта

Как закреплено в статье 100 НК, акт проверки должен быть вручен в течение пяти дней с момента описания нарушения. Причем документ передается нарушителю или его представителю. И только если налогоплательщик уклоняется от получения акта, инспектор может выслать его по почте заказным письмом. Многие контролеры сразу отправляют его по почте.

20. Решение о привлечении

При получении решения налогового органа о привлечении к ответственности, внимательно его прочтите. Обратить внимание следует на форму документа, она утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 года № ММ-3-06/338@. Если бумага не соответствует формату, установленному ведомством, его можно отменить. Сравните решение с актом. Может быть, в нем не перечислены все доводы, которые были предоставлены к рассмотрению возражений. Инспектор мог нарочно не указать факты, которые ослабляют его обвинения.

21. Документы к акту

С 2011 года к акту камеральной налоговой проверки инспекторы прикладывают документы, подтверждающие нарушение. Проверяющие при вручении акта должны поделиться с компаниями всеми доказательствами ее вины. И если контролер этого не сделал, отменить решение можно у арбитров.

22. На разногласия

Еще одно распространенное нарушение налоговых инспекторов – это не уведомление о дате и месте рассмотрения возражений. Если контролер не приглашает бухгалтера на разногласия, он лишает компанию законного права участвовать в разбирательстве и давать пояснения.

23. Осмотр без разрешения

Обычно сотрудники камеральных отделов не любят посещать организации. Но когда служба обязывает, проверяющий может изучить документы в офисе компании, только с разрешения предпринимателя. Появляться на территории и исследовать помещения налогоплательщика инспектору можно только в ходе выездной проверки.

24. Не дает справки

Сверка расчетов с бюджетом проводится всеми налогоплательщиками. Подтвердить отсутствие долгов по налогам можно, запросив соответствующую справку. Такой документ необходим при обращении в банк за кредитом или участии в тендере. Установленный срок подготовки бумаги – пять рабочих дней с момента обращения. Самое главное, чтобы в запросе были полное наименование организации, ИНН, подпись руководителя и печать. Если все реквизиты заявления заполнены правильно, выдать справку налоговый орган обязан.

25. Не возвращает переплату

Отказ в возврате излишне внесенных денег по налогам – распространенное нарушение налоговиков. Сообщать об имеющейся переплате контролеры обязаны, так же как и о недоимке. Однако они этого не делают. А когда компания решает получить излишне уплаченный налог, инспектора находят массу причин для отказа. Законными основаниями могут быть незавершенная камеральная проверка и отсутствие указанной в заявлении компании переплаты. По всем остальным причинам налоговый орган не имеет права отказывать.

Сергей Пронин, эксперт журнала "Расчет"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.