100 самых судящихся налоговых инспекций в 2007 году
20.02.2008 распечататьКак известно, налоговые органы редко бывают довольными работой бухгалтеров. Судебные тяжбы с инспекциями — головная боль не только для огромного количества предпринимателей, но и работающих на них специалистов по учету. Из-за чего же судятся сотрудники ФНС России? Что им не дает покоя?
Трудный год
2007 год стал непростым для сотрудников Федеральной налоговой службы России. Похоже, в прошлом году судились все, кому только не лень. По всей стране Высшими арбитражными судами было рассмотрено около тридцати тысяч судебных дел, в которых истцом или ответчиком являлась та или иная налоговая инспекция.
Самыми проблемными в этом отношении являются следующие округи: Северо-Западный, Уральский и Западно-Сибирский. В первом насчитывается более 5132 судебных дел, второй и третий немного не дотягивают до планки 5000 разбирательств за год. Лучше обстоят дела в этой сфере у Волго-Вятского округа. Здесь в прошлом году было проведено чуть более тысячи судебных дел.
Как и ожидалось, по большей части представители налоговых органов судятся по налоговым спорам. Чаще всего судебные дела заводят из-за налоговых вычетов. В 2007 году насчитывается около 9542 тяжб по этому вопросу. Далее следует взыскание штрафа — 7429 дел, разбирательства по поводу начисления пени (3963), неполной уплаты налога (2704) и неуплаты НДС (1501).
Значительно меньше заводится дел по п. 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» — 33 дела и по неуплате госпошлины — 92 дела.
Горячая пятерка
На первом месте рейтинга оказалась Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Самарской области. В течение 2007 года она провела 223 судебных дела. Чаще всего инспекторы судятся по поводу уплаты налогов, стараясь оштрафовать различные организации области. Следует отметить, что налоговики своих целей добиваются очень редко — ведь практически все дела Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Самарской области проиграла. Характерно также и то, что чаще всего ее представители выступали в качестве ответчика. Это может свидетельствовать о том, что местные компании не очень довольны работой своей налоговой инспекции.
На втором месте вновь налоговики из Самарской области. Правда, речь уже идет о другой инспекции. Это почетное — или не слишком почетное — место заняла Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области. У них, конечно, результат скромнее, но тоже вполне внушительный: 194 судебных дела за год. В отличие от своих коллег представители этого учреждения чаще судятся по поводу возмещения НДС и взимания пени. В активе Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области больше выигранных тяжб, но ненамного — около 10% от всех дел.
Третье место за Инспекцией ФНС по Ленинскому району г. Оренбурга. У нее 152 судебных дела за 2007 год. Здесь предметом спора чаще становилась неполная уплата налогов. Почти во всех случаях ответчиками выступали сами налоговики — и с тем же постоянством они проигрывали практически все дела.
Четвертое и пятое места также не остались пустующими. Здесь прочно обосновались Инспекция ФНС России № 9 по г. Москве и Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга. Что касается первой инспекции, то, отметим, что это единственное столичное налоговое учреждение, которое вошло в первую пятерку. Она также не совсем удачно ведет свои судебные тяжбы, проигрывая большинство из них. Еще хуже обстоят дела у оренбургских налоговиков — им удалось выиграть только 6,7% от всего количества тяжб.
Мы попытались связаться с представителями налоговых служб, вошедших в тройку, но ответа так и не дождались. По-видимому, у них просто нет времени — его без остатка отнимают судебные заседания.
Судебные тормоза
Понятно, что между налогоплательщиками и представителями налоговых инспекций постоянно возникают спорные вопросы, разрешить которые может только суд. Но настораживает тот факт, что судебных дел слишком много.
Ситуацию комментирует Андрей Лотов, юрист одной из ведущих коммерческих компаний страны.
— Стоит отметить, что в настоящее время участились случаи явного нарушения налоговыми органами законодательных норм. Приведем небольшой пример: установленный законом срок регистрации юридического лица составляет пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов в регистрирующий орган. В то же время в некоторых регионах процесс этот может длиться месяц и более! Предприниматель, права которого тем самым оказываются нарушенными, вправе обратиться в суд для защиты своих интересов. Все это, безусловно, тормозит бизнес-процесс и отрицательно сказывается на динамике экономического роста в регионе.
Самое интересное здесь то, что от притязаний ФНС страдают не только коммерческие структуры, но и многие государственные организации: школы, поликлиники, и т.п.
— Наличие большого количества процессов говорит о многочисленных нарушениях закона с обеих сторон, — отмечает эксперт. — Первым и основным проистекающим из этого следствием становится застой развития мелкого и среднего бизнеса в регионах. Если же количество судебных дел в том или ином регионе невелико, то это свидетельствует об относительно здоровой ситуации и об успешном развитии бизнеса. Кроме этого, количество выявленных нарушений позволяет судить о подготовке сотрудников налоговых органов, однако незначительный процент выигранных дел ими говорит о том, что юристы частных компаний подготовлены более качественно. Многие дела налоговики не доводят до конца и проигрывают.
Налоговики побеждают?
В последние месяцы немало налогоплательщиков жалуется на то, что выиграть у налоговиков судебную тяжбу становится все труднее. Этому возражает Елена Коробова, заместитель главного бухгалтера известного ресторана в Москве. По ее словам, она не может понять своих коллег, которые выступают с подобными утверждениями, не имея на руках никаких проверенных данных.
— Насколько мне известно, бытует мнение, что чаще всего судебные дела выигрываются налоговиками, но поскольку сама я не сталкивалась с этим вопросом, основываться на личном опыте не могу, а потому и подтвердить эту версию тоже сложно. Здесь необходимо опираться на точные данные — например, статистические. Мое мнение на этот счет таково: лучше избегать конфликтных ситуаций с налоговыми органами — с ними надо дружить и ни в коем случае не уклоняться от уплаты налогов.
Однако данные нашего рейтинга свидетельствуют о противоположном. Складывается ощущение, что налоговики проигрывают почти всегда.
Андрей Лотов считает, что здесь нужно избегать обобщений. Ведь каждое судебное дело — это уникальный случай.
— Здесь стоит вопрос о предмете спора. Если нарушены интересы налоговой — допустим, имела место неуплата налогов — то большинство таких дел решаются в административном порядке и до суда не доходят. Поэтому требования, предъявленные в административном порядке, предприниматель обычно исполняет сразу — он прекрасно понимает, что, не уплатив налоги, нарушит закон. Если же он не в состоянии оплатить долги, то налоговая поднимет вопрос о несостоятельности (банкротстве) данного лица, следствием чего станет судебный процесс по банкротству, который чиновники, скорее всего, выиграют.
С другой стороны, если действиями налоговых органов нарушены права предпринимателей — например, предъявлено обвинение в выплате необоснованно высоких зарплат — то бизнесмен обычно уверен в своей правоте и уверенно выигрывает процесс. Таких ситуаций довольно много. Тем и объясняется более высокий процент дел, проигранных налоговиками.
Также это может говорить о более высоком уровне подготовки юристов частных компаний и специалистов-госслужащих.
Иначе видит эту ситуацию Николай Шмелев, юрист компании «Меркур Эдвайзерс».
— По-моему, все достаточно закономерно. Если раньше поступали жалобы лишь на что-то серьезное, то сейчас как налоговики, так и компании судятся даже по малейшему поводу. Например, если ФНС излишне придирается к плательщику. Естественно, такое случается сплошь и рядом, причем обычно без каких-либо веских оснований. Вот и получается, что подобные конфликты, как правило, решаются в пользу организаций.
Перспективы
Согласно данным рейтинга, в 94,2% случаях ответчиком является налоговая инспекция, и только во всех остальных — налогоплательщики. Таким образом, становится очевидным, что в основном претензии адресованы налоговикам — бизнес недоволен тем, как они выполняют свои задачи. Зачастую физические и юридические лица оказываются недовольны решением инспекции, поэтому они обращаются к судебным инстанциям. Особенно часто это случается, когда то или иное предприятие признается сотрудниками ФНС банкротом. В этих случаях налогоплательщики всегда стараются оспорить решение налоговиков.
Хотя сейчас превалирует мнение, что инспекция постоянно выигрывает судебные дела, на деле это совсем не так. По данным рейтинга, доля тяжб, в которых побеждают чиновники, не превышает и пяти случаев из ста, так что завидовать налоговикам не стоит. Впрочем, этот результат можно трактовать и по-другому. Если в итоге суд встает на сторону налогоплательщика — значит, чаще всего претензии ФНС являются необоснованными. А их решения – беспочвенными и не совсем законными.
Все вышеперечисленное не сулит ничего хорошего отечественному предпринимательству. Ведь у бизнесменов и так немало проблем. Вдобавок, хуже всего приходится, как правило, малым предприятиям, которым достаточно сложно отстоять собственные интересы. В целом рассмотренная тенденция заставляет насторожиться — ведь, несмотря ни на что, частный сектор растет и развивается, в то время как налоговое законодательство становится все более сложным. Однако стоит надеяться, что решимость предпринимателей и специалистов по учету и финансам позволит преодолеть все проблемы.
№ | Налоговые инспекции | Количе- ство дел за 2007 год | Название округа |
---|---|---|---|
1 | Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Самарской области | 223 | Приволжский ФО |
2 | Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области | 194 | Приволжский ФО |
3 | Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга | 152 | Уральский ФО |
4 | Инспекция ФНС России № 9 — Центральный АО | 100 | Центральный ФО |
5 | Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга | 99 | Уральский ФО |
6 | Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Волгоградской области | 93 | Приволжский ФО |
7 | Инспекция ФНС России по г. Тамбову | 76 | Центральный ФО |
8 | Инспекция ФНС России № 15 — Северо- Восточный АО | 75 | Центральный ФО |
9 | Инспекция ФНС России № 6 — Центральный АО | 72 | Центральный ФО |
10 | Инспекция ФНС России № 48 — Межрайонные инспекции | 71 | Центральный ФО |
11 | Межрайонная инспекция ФНС России № 11 по Иркутской области и УОБАО | 71 | Сибирский ФО |
12 | Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга | 63 | Уральский ФО |
13 | Инспекция ФНС России по г. Волжскому | 62 | Приволжский ФО |
14 | Инспекция ФНС по Кировскому району г. Новосибирска | 62 | Сибирский ФО |
15 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан | 62 | Приволжский ФО |
16 | Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орску | 61 | Уральский ФО |
17 | Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Республике Хакасия | 60 | Сибирский ФО |
18 | Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Орловской области | 56 | Центральный ФО |
19 | Инспекция ФНС России № 45 — Межрайонные инспекции | 54 | Центральный ФО |
20 | Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Республике Тыва | 52 | Сибирский ФО |
21 | Инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Центральному АО г. Омска | 52 | Сибирский ФО |
22 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области | 51 | Уральский ФО |
23 | Инспекция ФНС России № 5 — Центральный АО | 51 | Центральный ФО |
24 | Инспекция ФНС России № 2 — Центральный АО | 50 | Центральный ФО |
25 | Инспекция ФНС России по Советскому району г. Орла | 50 | Центральный ФО |
26 | Инспекция ФНС России № 7 — Центральный АО | 49 | Центральный ФО |
27 | Инспекция ФНС России № 4 — Центральный АО | 49 | Центральный ФО |
28 | Инспекция ФНС России № 29 — Западный АО | 49 | Центральный ФО |
29 | Инспекция ФНС России по г. Белгороду | 49 | Центральный ФО |
30 | Инспекция ФНС России № 10 — Центральный АО | 48 | Центральный ФО |
31 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу | 47 | Дальневосточный ФО |
32 | Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Саратовской области | 46 | Приволжский ФО |
33 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан | 46 | Приволжский ФО |
34 | Инспекция ФНС России № 29 — Западный АО | 43 | Центральный ФО |
35 | Инспекция ФНС России по Заводскому району г. Орла | 43 | Центральный ФО |
36 | Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и УОБАО | 42 | Сибирский ФО |
37 | Инспекция ФНС России № 28 — Юго-Западный АО | 42 | Центральный ФО |
38 | Инспекция ФНС России № 3 — Центральный АО | 41 | Центральный ФО |
39 | Инспекция ФНС России по г. Томску | 41 | Сибирский ФО |
40 | Инспекция ФНС России № 36 — Юго-Западный АО | 41 | Центральный ФО |
41 | Инспекция ФНС России № 16 — Центральный АО | 40 | Северо-Восточный АО |
42 | Инспекция ФНС России № 31 — Западный АО | 40 | Центральный ФО |
43 | Межрайонная инспекция ФНС России № 11 по Волгоградской области | 39 | Приволжский ФО |
44 | Инспекция ФНС России по Центральному району г. Волгограда | 39 | Приволжский ФО |
45 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан | 39 | Приволжский ФО |
46 | Инспекция ФНС России по Промышленному району г. Смоленска | 39 | Центральный ФО |
47 | Инспекция ФНС России № 13 — Северный АО | 38 | Центральный ФО |
48 | Инспекция ФНС России по Промышленному району г. Самары | 38 | Приволжский ФО |
49 | Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска | 38 | Сибирский ФО |
50 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области | 38 | Уральский ФО |
51 | Инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному административному округу г. Омска | 37 | Сибирский ФО |
52 | Межрайонная инспекция ФНС России № 10 по Волгоградской области | 36 | Приволжский ФО |
53 | Инспекция ФНС России № 14 — Северный АО | 36 | Центральный ФО |
54 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Оренбургской области | 35 | Уральский ФО |
55 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Татарстан | 34 | Приволжский ФО |
56 | Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Ростовской области | 34 | Южный ФО |
57 | Инспекция ФНС России № 27 — Юго-Западный АО | 34 | Центральный ФО |
58 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области | 34 | Сибирский ФО |
59 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан | 34 | Приволжский ФО |
60 | Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Рязанской области | 34 | Центральный ФО |
61 | Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска | 32 | Сибирский ФО |
62 | Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Московской области (по Подольскому р-ну, г. Подольск, г. Щербинка, г. Климовск) | 32 | Центральный ФО |
63 | Инспекция ФНС России по Советскому району г. Самары | 32 | Приволжский ФО |
64 | Инспекция ФНС России № 43 — Северный АО | 32 | Центральный ФО |
65 | Инспекция ФНС России № 26 — Южный АО | 32 | Центральный ФО |
66 | Инспекция ФНС России № 8 — Центральный АО | 31 | Центральный ФО |
67 | Инспекция ФНС России № 17 — Северо-Восточный АО | 30 | Центральный ФО |
68 | Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 3 | 30 | Сибирский ФО |
69 | Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Самары | 30 | Приволжский ФО |
70 | Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Самарской области | 30 | Приволжский ФО |
71 | Инспекция Федеральной налоговой службы России по Кировскому административному округу г. Омска | 30 | Сибирский ФО |
72 | Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска | 30 | Сибирский ФО |
73 | Межрайонная инспекция ФНС России № 18 по Самарской области | 30 | Приволжский ФО |
74 | Инспекция ФНС России № 1 — Центральный АО | 29 | Центральный ФО |
75 | Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Республике Бурятия | 28 | Сибирский ФО |
76 | Инспекция ФНС России № 23 — Юго-Восточный АО | 28 | Центральный ФО |
77 | Инспекция ФНС по Дзержинскому району г. Волгограда | 28 | Приволжский ФО |
78 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области | 28 | Центральный ФО |
79 | Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Рязанской области | 28 | Центральный ФО |
80 | Межрайонная инспекция ФНС России № 10 по Иркутской области и УОБАО | 27 | Сибирский ФО |
81 | Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу г. Омска | 27 | Сибирский ФО |
82 | Межрайонная инспекция ФНС России № 13 по Московской области (г. Химки, г. Лобня, г. Долгопрудный) | 27 | Центральный ФО |
83 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан | 27 | Приволжский ФО |
84 | Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Волгоградской области | 27 | Приволжский ФО |
85 | Инспекция ФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска | 27 | Сибирский ФО |
86 | Инспекция ФНС России № 24 — Южный АО | 26 | Центральный ФО |
87 | Инспекция ФНС России № 46 — Межрайонные инспекции | 26 | Центральный ФО |
88 | Инспекция ФНС России № 49 — Межрайонные инспекции | 26 | Центральный ФО |
89 | Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Курганской области | 25 | Уральский ФО |
90 | Инспекция ФНС России по г. Ангарску Иркутской области | 24 | Сибирский ФО |
91 | Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 2 | 24 | Сибирский ФО |
92 | Инспекция ФНС России по Правобережному округу г. Иркутска | 23 | Сибирский ФО |
93 | Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Саратовской области | 23 | Приволжский ФО |
94 | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ярославской области | 23 | Центральный ФО |
95 | Инспекция Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска | 22 | Сибирский ФО |
96 | Инспекция ФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска | 22 | Сибирский ФО |
97 | Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Иркутской области и УОБАО | 22 | Сибирский ФО |
98 | Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области | 22 | Сибирский ФО |
99 | Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Республике Саха (Якутия) | 22 | Сибирский ФО |
100 | Инспекция ФНС России № 19 — Восточный АО | 22 | Центральный ФО |
№ | Название округа | Количество судебных дел в 2007 году |
---|---|---|
1 | Сибирский ФО | 7676 |
2 | Центральный ФО | 6226 |
3 | Северо-Западный ФО | 5312 |
4 | Приволжский ФО | 5278 |
5 | Уральский ФО | 5102 |
6 | Южный ФО | 2557 |
7 | Дальневосточный ФО | 1538 |