Проверка при ликвидации компании

04.05.2009

Вопрос

Как проверяют организацию при ликвидации? Сначала налогоплательщик сдает все декларации и ликвидационный баланс или это сдается после проверки?
Тимина О., бухгалтер

Ответ

В соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденными Приказом ФНС от 25 апреля 2006 г. № САЭ-3-09/257, с момента предоставления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации предприятия налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет.

Для этого в соответствии с пунктом 2.1 Методических указаний структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица:

  • направляет в соответствующие отделы данного налогового органа служебную записку с указанием сведений о принятии решения о ликвидации для осуществления контрольных мероприятий в отношении данной организации в установленном внутриведомственным актом порядке;
  • вносит в ЕГРН сведения о том, что организация находится в стадии ликвидации;
  • направляет в налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, сведения ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Иными словами, в течение двух месяцев налоговый орган обязан осуществить все проверки, сверку по сданной отчетности, подписать с организацией акт сверки расчетов с бюджетом, а предприятие обязано погасить имеющуюся задолженность перед бюджетом и фондами. Кроме того, компания должна рассчитаться по своим обязательствам, если состояла на учете в другом налоговом органе, например, по месту нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортного средства.

Решение по результатам выездной налоговой проверки налоговый орган должен вынести до подачи организацией промежуточного ликвидационного баланса. В противном случае этот документ при наличии претензий со стороны налоговых органов не будет содержать достоверные сведения.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения, только после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия может составить ликвидационный баланс.

Денис Сидоркин,
руководитель департамента консалтинга ЗАО «АРТ-Аудит»

www.pbuh.ru" >Источник материала: приложение к журналу «Практическая бухгалтерия»

Поделиться