Изменения в налогообложении прибыли с 1 января 2013 года

19.10.2012 распечатать

В соответствии с Бюджетным посланием президента РФ о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах Минфин разработал проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс, которые будут применяться с 1 января 2013 года. Об изменениях в части налогообложения прибыли мы поговорили с заместителем начальника отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, к.э.н. Людмилой Полежаровой.

- Людмила Владимировна, какие вопросы в первую очередь затронут изменения, предусмотренные законопроектом?

Людмила Владимировна Полежарова- В первую очередь, это изменения, касающиеся правил исчисления амортизации.

Законопроектом уточняется порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (а в отношении основных средств, относящихся к амортизационным группам с третьей по седьмую - не более 30 процентов) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств ("амортизационной премии"), при реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.

Предусмотрено, что восстановлению подлежат суммы указанных капитальных расходов только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.

Предлагается установить, что в случае увеличения срока полезного использования основного средства норма амортизации, установленная при вводе основного средства в эксплуатацию, не изменяется.

Предложенная мера направлена на устранение препятствий для осуществления инновационной и инвестиционной деятельности. При этом сохраняется механизм, предотвращающий злоупотребление данной налоговой преференцией со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже между взаимозависимыми лицами.

Кроме того, предлагается установить, что в случае увеличения срока полезного использования основного средства норма амортизации, установленная при вводе основного средства в эксплуатацию, не изменяется.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1.

- А в каких случаях налогоплательщик может изменить срок полезного использования основного средства?

- Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования.

В соответствии с действующей редакцией статьи 258 Кодекса увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. Т.е. действующий порядок предполагает изменение нормы амортизации основного средства в установленных пределах.

- С какой целью, по вашему мнению, вводятся изменения в 258 статью?

- Очевидно, что планируемые изменения направлены на ускорение списания в налоговом учете стоимости основных средств, срок полезного использования которых увеличился в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения.

- Многие предприятия вводят в эксплуатацию основные фонды, не дождавшись официальной регистрации прав собственности на них. Будет ли в новой редакции Налогового кодекса решен вопрос со сроками ввода их в эксплуатацию?

- Действительно, действующим законодательством установлено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

В Налоговом кодексе могут ввести правило, согласно которому основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента их ввода в эксплуатацию.

Однако на практике организации вводят объекты основных средств в эксплуатацию и успешно используют их в деятельности, направленной на извлечение дохода, параллельно подготавливая необходимые документы для их представления на государственную регистрацию прав собственности на данные объекты основных средств. Такие основные средства отвечают понятию амортизируемого имущества, установленному статьей 256 Кодекса. Однако по действующему законодательству организация еще не может учитывать их стоимость в целях налогообложения до подачи документов на госрегистрацию прав.

Чтобы устранить данный недочет, предполагается закрепить в Налоговом кодексе правило, согласно которому основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента их ввода в эксплуатацию.

- Людмила Владимировна, какие еще ожидаются изменения?

- Планируемые изменения коснутся также порядка применения специального коэффициента к основной норме амортизации.

В частности, в соответствии с действующим порядком налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

Данный коэффициент применяется в отношении основных средств, функционирующих под воздействием совокупности природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) данных основных средств в процессе их эксплуатации. Кроме того, к работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

Планируемые изменения коснутся также порядка применения специального коэффициента к основной норме амортизации.

Анализ практики применения данной нормы Кодекса показал, что в силу ее неопределенности специальный коэффициент 2 к основной норме амортизации применяется налогоплательщиками и в отношении основных средств, не используемых в опасных условиях производства, но находящихся на территории опасного производственного объекта согласно проектной документации.

Так, на территории опасных производственных объектов располагаются, в том числе, основные средства, используемые для управления, поддержания заданных параметров эксплуатации, контроля и учета, безопасности, резервирования, противоаварийной защиты, сигнализации, ликвидации аварийных ситуаций данных объектов, административные здания, спасательные службы, которые в опасных условиях производства не эксплуатируются.

Кроме того, к предмету правового регулирования Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не относится определение амортизируемых основных средств, в связи с чем указанные объекты не могут определяться в соответствии с вышеназванным законом. Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

В связи с этим, с 1 января 2013 года планируется отменить возможность применения специального коэффициента, но не выше 2, к основной норме амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

Указанные изменения направлены на противодействие необоснованному применению повышающего коэффициента налогоплательщиками в тех случаях, когда нахождение объекта основного средства или его контакт с неблагоприятными факторами, в том числе и опасной средой, не вызывает его действительно повышенное старение (износ), принимая во внимание, что основные средства, используемые на опасных производственных объектах, изначально предназначены для работы в условиях агрессивной среды и обладают запасом прочности к факторам, влияющим на их физический износ. С учетом этого устанавливается и срок их полезного использования.

Планируемые изменения учитывают также принятые в последнее время решения о возможности единовременного списания в расходы амортизационной премии (в размере от 10 до 30 процентов первоначальной стоимости основных средств), а также о корректировке состава амортизационных групп в целях сокращения срока полезного использования отдельных видов основных средств.

С 1 января 2013 года планируется отменить возможность применения специального коэффициента, но не выше 2, к основной норме амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

В отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга) предполагается установить специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 2, вместо ранее применявшегося не выше 3.

Также, планируется уточнить порядок признания в целях налогообложения прибыли расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке. В частности, расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям, будут учитываться через механизм амортизации в порядке, установленном главой 25 Кодекса.

В настоящее время такие расходы могли учитываться налогоплательщиками единовременно в составе внереализационных расходов, что создавало необоснованную льготу, поскольку мобилизационные мощности используются в мирное время в обычной деятельности налогоплательщика, направленной на извлечение дохода.

- Очень острая тема для бухгалтеров – безнадежные долги. Будут ли здесь какие-либо изменения?

- Да, понятие «безнадежные долги» будет уточнено и дополнено. Так, в настоящее время безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Понятие «безнадежные долги» будет уточнено и дополнено.

Теперь безнадежными долгами (то есть долгами, нереальными ко взысканию) также будут признаваться долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

- А в каких случаях невозможность взыскания может быть подтверждена?

- Невозможность взыскания подтверждается в нескольких случаях:

  • если нельзя установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Также ожидаются новшества, касающиеся компенсаций и иных аналогичных выплат за изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд и за сносимые объекты недвижимого имущества, расположенные на этом земельном участке. Планируется установить, что данные выплаты должны учитываться в составе внереализационных доходов.

- То есть иными словами, данные выплаты также должны облагаться налогом на прибыль?

- Должны, и ранее они тоже облагались. Не следует рассматривать данную норму, как дополнительную налоговую нагрузку на налогоплательщиков. Дело в том, что, основываясь на действующем законодательстве, в том числе отраслевом, Минфин России на протяжении ряда лет давал разъяснения аналогичного содержания. Просто теперь это будет закреплено законом.

- Что еще нового ожидает налогоплательщиков?

- Будут уточнены правила признания доходов при методе начисления в случае реализации недвижимого имущества. Предлагается датой реализации недвижимого имущества признавать дату передачи недвижимого имущества приобретателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.

Все вводимые нормы, о которых мы здесь говорили, так или иначе уже высказывались Минфином. Просто позиция министерства по этим вопросам выражалась в различных локальных актах, не связанных друг с другом. Теперь, «причесав» множество законодательных норм, назрел момент узаконить некоторые вопросы, которые не были ранее отражены в Налоговом кодексе или по которым назрело время внести соответствующие изменения.  

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.