Как планировать учетную политику на 2012 год

09.11.2011

Приближается окончание очередного финансового года. А значит, пора браться за формирование учетной политики на следующие 12 месяцев. Какие конкретно нюансы учесть при планировании, подскажет опыт. А вот основы, о которых нельзя забывать, в нашей статье.

Организации, как известно, самостоятельно формируют свою учетную политику, руководствуясь структурой предприятия, особенностью его деятельности, принадлежности к той или иной отрасли. Подобное «своеволие» компаниям предоставляется на законодательном уровне: о праве самостоятельно формировать учетную политику, в частности, говорится в пункте 3 статьи 5 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). Правда, с некоторыми ограничениями. Так, в той же норме однозначно дается понять, что любая самостоятельность должна основываться прежде всего на законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете и нормативных актах органов, регулирующих бухгалтерский учет. Во всяком случае, это касается учетной политики в целях бухучета. Заметим, что отдельно необходимо формировать и учетную политику в целях налогообложения.

Список таких документов достаточно обширен. Между тем отдельно стоит выделить ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н; далее - ПБУ 1/2008). Приводить объяснения, почему внимание стоит обращать именно на тот документ, кажется излишним.

«Учетное» положение

ПБУ 1/2008 в измененной редакции действует с начала текущего года. Напомним, что поправки в данное положение были внесены приказом Минфина России от 25 октября 2010 г. № 132н. Однако особых перемен для коммерческих предприятий не было. Согласно нововведениям, правила формирования учетной политики, приводимые в данном положении по бухучету, действуют в отношении всех юрлиц, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

Все же остальные компании должны «прислушиваться» к правилам ПБУ 1/2008 в части формировании учетной политики. Тем из организаций, кто публикует свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству, учредительным документам либо по собственной инициативе, придется руководствоваться еще и правилами ПБУ 1/2008 в части порядка раскрытия учетной политики (п. 3 ПБУ 1/2008).

Особые правила

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории нашей страны, вправе формировать учетную политику как по правилам ПБУ 1/2008, так и с учетом требований законодательства той страны, где находится головной офис.

Что касается тех компаний, которые в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет, с ними все просто. Им просто необходимо формировать учетную политику в целях бухгалтерского учета, как ни крути.

Однако далеко не все фирмы должны в полном объеме вести бухучет. Именно так дело обстоит с теми организациями, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. В данном случае нет необходимости вступать в полемику относительно необходимости вести бухучет «упрощенцам» в зависимости от их организационно-правовой формы. Данной теме было посвящено не мало статей. Остановимся лишь на законодательных требованиях. А они таковы: от бухгалтерского учета «упрощенцы» освобождены, но только не в части учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ).

Так нужно ли организациям, применяющим УСН, формировать учетную политику в целях бухгалтерского учета или нет?

Нужно. Вопрос лишь, в каком объеме. Объем в свою очередь зависит от того, в отношении каких операций компания ведет бухгалтерский учет. Это будет либо учет только ОС или НМА, либо более обширный «учетный» перечень. В любом случае, как и другим фирмам, «упрощенцам» будет необходимо зафиксировать сведения о минимальной стоимости объектов, позволяющих относить их либо на основные средства, либр списывать как материально-производственные запасы.

Особняком стоят индивидуальные предприниматели. Недаром во всех нормативно-правовых актах упоминаются исключительно организации, а вот о физлицах — молчание. Вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения формировать учетную политику в целях бухгалтерского учета ИП не должны. Объясняется подобное освобождение довольно просто. Данная категория хозяйствующих субъектов в принципе не должна вести бухгалтерский учет (п. 2 ст. 4 Закона № 129-ФЗ). Вполне логично, что и заниматься составлением «бухгалтерской» учетной политики им нет необходимости.

Обратите внимание, что данная логика не распространяется на учетную политику в целях налогового учета. Налоговое законодательство не проводит разграничений (в частности, в целях применения УСН) на организации и предпринимателей. Существует такое понятие, как налогоплательщик. А раз коммерсант таковым является, придется и учетной политикой в целях налогообложения заняться. В конце концов, тот факт, что ИП не ведут бухучет, не освобождает их от необходимости организовать учет доходов и расходов (п. 2 ст. 54 НК РФ, Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г.).

Основы формирования

Итак, что же это за учетная политика такая и как ее формировать, а при необходимости корректировать?

Учетная политика представляет собой документ, из которого видно, как компания решила вести бухгалтерский учет (первичное наблюдение, стоимостные измерения, текущие группировки и итоговое обобщение фактов хоздеятельности), как именно она планирует погашать стоимость активов, организует документооборот и регистры бухгалтерского учета, проводит ли инвентаризацию, какие применяет счета бухучета и т. д.

Если говорить предметно, утвердить необходимо:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухучета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Стоит обратить внимание, что поименованные сведения указаны как необходимые для отражения в пункте 4 ПБУ 1/2008.

При формировании учетной политики предполагается, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Иными словами имеет место допущение последовательности применения учетной политики.

В течение года способы отражения информации о бухучете, выбранные организацией, должны оставаться неизменными. Так, в частности, пунктом 9 ПБУ 1/2008 предполагается, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1-го января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Что касается новых организаций, которые были созданы уже позднее нового года, для них точкой отсчета является дата государственной регистрации юридического лица. На создание учетной политики им отводится 90 дней.

«Политические» корректировки

Тем не менее все это не означает, что, приняв решение вести учет тем или иным образом, организация уже не сможет изменить свое решение. В конечном счете, недаром учетную политику принимают ежегодно. Кроме того, в ряде случаев внести поправки можно и в течение года. Правда, список причин, по которым можно осуществить данный «маневр», ограничен. Пунктом 10 ПБУ 1/2008 установлено, что изменяться учетная политика может либо в случае изменения законодательства, либо при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета (применение нового способа ведения бухучета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации), либо при существенном изменении самих условий хозяйствования. В последнем случае речь идет о таких кардинальных переменах, как реорганизация, изменение видов деятельности и т. п.

Особые правила

Не любое изменение в правилах ведения учета можно считать изменением учетной политики. В частности, таковым не считается утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Наиболее наглядным примером в части необходимости изменения учетной политики из-за законодательных новшеств являются новые правила переоценки основных средств. Напомним, что с начала 2011 года это мероприятие следует производить по состоянию на конец отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н в ред. приказа Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н). Подробнее — читайте в статье «Переоценка ОС: действуем по новым правилам».

Обратите внимание: потребуется внести сведения о проводимой инвентаризации, ведь порядок проведения данной процедуры должен быть отмечен в учетной политике. О том, как верно организовать ее, читайте в статье «Годовая инвентаризация: излишки и недостачи».

Возможно так называемое ретроспективное отражение информации в учетной политике. Подобный способ подразумевает отражение последствий изменения учетной политики исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективная фиксация последствий изменений в учетной политике заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанный статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хоздеятельности данного вида.

Сумина Елена, аудитор

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное