Гранты для малого бизнеса

06.10.2011 распечатать

В условиях кризиса особенно уязвим малый и средний бизнес. Государство предприняло ряд мер для поддержки этой многочисленной категории хозяйствующих субъектов, одной из которых оказалось предоставление субсидий (грантов) субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в настоящее время в налоговое законодательство внесены ряд поправок, изменивших ситуацию в пользу налогоплательщиков.

Согласно пункту 11.7 приказа Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. № 59 (далее — Приказ) под грантами начинающим малым предприятиям понимаются субсидии, которые предоставляются для создания собственного дела начинающим бизнес хозяйствующим субъектам. Гранты-субсидии могут получить индивидуальные предприниматели и юридические лица (производители товаров, работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе. Целью представления таких средств является долевое финансирование целевых расходов по регистрации юрлица или коммерсанта, затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, а также выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос).

Гранты предоставляются вновь зарегистрированным и действующим менее 1 года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы.

Приоритетом при получении грантов пользуются учредители малых предприятий, а также индивидуальные предприниматели:

  • зарегистрированые как безработные;

  • являются работниками, находящимися под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

  • работники градообразующих предприятий;

  • военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил.

Сумма гранта не может оказаться выше 300 000 рублей на одного получателя поддержки. При этом если учредителями вновь созданного юрлица являются несколько физических лиц, включенных в приоритетную целевую группу, размер гранта не должен превышать произведения числа учредителей на 300 000 рублей.

Основные понятия

В российском законодательстве понятию франшиза или франчайзинг соответствует договор комерческой концесии. По такому договору одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право применять в бизнесе комплекс исключительных прав. Например, права на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Гранты предоставляются после прохождения претендентом (ИП или учредителем юрлица) краткосрочного обучения и при наличии бизнес-проекта, оцениваемого комиссией с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей.

Гранты могут быть выражены как в денежной, так и в натуральной форме. В первом случае речь идет о непосредственной выплате субсидии получателю поддержки, а во втором — об оплате за счет средств гранта услуг по предоставлению в пользование основных средств, предоставлению помещений и т. п.

Представители малого и среднего бизнеса, чья деятельность отнесена субъектом РФ к приоритетной сфере, могут рассчитывать на оплату за счет субсидий технологического присоединения к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 500 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности).

На гранты могут претендовать также и начинающие малые инновационные компании. Особенности субсидирования данной категории лиц устанавливаются пунктом 11.1.1 Приказа.

Основные понятия

Платежи по договору коммерческой концессии могут быть единовременными (паушальными) или периодическими (роялти).

Гранты также могут быть предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства для оплаты первого взноса при заключении договора лизинга. Предоставление указанных грантов осуществляется в соответствии с требованиями, приведенными пунктом 11.4 Приказа.

Категории «малышей»

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства определенны в статье 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ).

К данным субъектам относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУПов и МУПов), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Правда, при условии соответствия их следующим критериям:

  • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов АИФов и закрытых ПИФов), доля участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

Особые правила

Ограничение по доле участия в капитале не распространяется на предприятия, деятельность которых заключается в практическом применении или внедрении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (научным учреждениям или созданным ими образовательными или научным организациями).

  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения соответствующего показателя для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения показателей деятельности для разных категорий малого и среднего предпринимательства

Предельные значения

Категория

Средняя численность работников*

101 до 250 человек (включительно)

средние предприятия

до 100 человек (включительно)

малых предприятий

до 15 человек

микропредприятия

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС**

1000 млн рублей

средние предприятия

400 млн рублей

малые предприятия

60 млн рублей

микропредприятия

Балансовая стоимость активов

значения в настоящее время законодательством не определены

* подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ

** установлены постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 (распространяет на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года).

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если показатели доли участия в капитале (для юрлиц), численности работников, выручки или стоимости активов оказались выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Отдельного внимания заслуживают недавно зарегистрированные ИП и организации, которые еще не отработали двух лет. Для них актуальны те же предельные значения. Разница лишь в том, что исследуются соответствующие показатели за более короткий период: с момента госрегистрации по текущий момент.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его сотрудников. Иными словами, в расчет помимо «штатников» включаются люди, работающие по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) рассчитывается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Говорим — гранты, подразумеваем...

Имущество, полученное в рамках целевого финансирования, не признается доходом в целях налогообложения прибыли.

При получении субсидий необходимо организовать раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования. В противном случае указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по тому назначению, которое определяет источник финансирования или федеральные законы.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что в целях налогообложения прибыли под грантами понимается совершенно иной вид финансирования, нежели рассматриваемые нами гранты субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, главой 25 Налогового кодекса РФ в качестве грантов признаются денежные средства или иное имущество, предоставляемое российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями (по перечню, утверждаемому Правительством) на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения и окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Перечень международных и иностранных организаций, получение грантов (безвозмездной помощи) от которых не учитываются в целях налогообложения в доходах , утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485.

Следовательно, средства, полученные "малышами" в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, не являются грантами в целях формирования налога на прибыль. Такие средства учитываются при определении базы по налогу на прибыль.

Та же логика распространяется и в отношении ИП и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Поскольку «спецрежимники» определяют доходы по тем же правилам, что и плательщики налога на прибыль, полученные ими гранты следует включать в налогооблагаемые доходы. Этот вывод следует из письма Минфина России от 12 мая 2011 г. № 03-11-11/120.

«Невмененный» доход при ЕНВД

Гранты не признаются доходом, полученным от осуществления вмененной деятельности и подлежат налогообложению в рамках иного режима налогообложения (ОСНО, УСН, ЕСХН). Такой вывод следует из писем Минфина России от 27 июля 2010 г. N 03-11-09/65 и ФНС РФ от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835@. Обратите внимание, указанные разъяснения финансового министерства были доведены до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9372@. Это значит, что налоговики на местах просто обязаны пользоваться приведенными в нем рекомендациями.

В указанных письмах сообщается, что доходом от ведения "вмененной" деятельности, признаются только субсидии, предоставляемые в качестве возмещения недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти.

Следовательно, субсидии, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ индивидуальными предпринимателями, применяющими ЕНВД, подлежат обложению НДФЛ в порядке, установленном главой 23 Налогового кодекса РФ. Поскольку в перечне доходов, не облагаемых "подоходным" налогом, подобный вид доходов не указан, с них придется рассчитать и уплатить НДФЛ по ставке 13 процентов.

Те же выводы следует применять юрлицам, находящимся на общем режиме налогообложения, и хозяйствующим субъектам на «упрощенке».

Учет грантов 2011

11 марта 2011 года вступил в силу Закон от 7 марта 2011 г. № 23-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс ,в части учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки. Соответствующие изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 2 Закона № 23-ФЗ).

Статья 223 Налогового кодекса РФ, регулирующая налогообложение НДФЛ, дополнена пунктом 4, согласно которому средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные индивидуальными предпринимателями, применяющими как общий режим, так и специальные режимы налогообложения включаются в состав доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника.

Правила «пропорциональности» включения субсидий в доходы распространяются также и не плательщиков налога на прибыль. Соответствующими пунктами дополнены статьи 271 и 273 Налогового кодекса, посвященные порядку отражения доходов при методе начисления и кассовом методе.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, также могут признать в доходах суммы полученных грантов пропорционально произведенным за счет них расходам (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Указанный порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, перешедшими на УСН с объектом налогообложения "доходы" и «доходы минус расходы» при условии ведения учета средств финансовой поддержки в виде субсидий. Если учет полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ средств вестись не будет, полученные субсидии придется включать в доходы единовременно по факту получения соответствующих сумм.

Какой бы режим налогообложения ни применяли «малыши», признание грантов для малого бизнеса в доходах пропорционально расходам ограниченно законодательством двумя налоговыми периодами с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит величину признанных расходов, фактически осуществленных за счет данного источника, то разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Имущество в счет гранта

Установленное ограничение (не более двух налоговых периодов со дня получения субсидий) не распространяется на приобретение за счет средств субсидий амортизируемого имущества. В том случае средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение амортизируемого имущества.

При определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, произведенные за счет субсидии расходы на покупку основных средств должны отражаться в составе расходов, с момента ввода ОС в эксплуатацию. Списание производится в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. Полученную сумму субсидии в данном случае следует отражать в составе доходов пропорционально расходам.

Порядок конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для оказания господдержки малого и среднего предпринимательства субъектами РФ утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 29 апреля 2011 г. № 204 и вступил в действие 31 мая текущего года.

А.С. Юхневич, налоговый консультант

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.