Как стать начальником - секреты карьерного роста

22.06.2011 распечатать

Рано или поздно в голову опытным сотрудникам приходит один и тот же вопрос: можно ли заниматься той же работой, но уже в собственной фирме? Бухгалтер – не исключение. Осталось проверить присутствие предпринимательской хватки.

Работать, работать и еще раз работать

Вряд ли какой-либо бухгалтер обидится, если его назвать одним из самых мобильных специалистов. А что? В офисе посидеть над «первичкой» – святой дело, побегать по инспекциям, фондам, судам – пожалуйста, взяться за учет фирм «на дому» – был бы компьютер с программой… В наше нелегкое время настоящий бухгалтер никакой работы не боится, причем столь разносортная деятельность не только помогает благодаря дополнительному доходу, но и поддерживает квалификацию «в тонусе». Год, второй, третий – и вот уже под профессиональной рукой матерого финансового гуру трудятся несколько организаций, еще больше – сдают отчетность, а жаждущих получить квалифицированные ответы и консультации – хоть отбавляй. Именно в этот момент в сознании бухгалтера просыпается управленец, который задается идеей весь перечисленный круговорот событий поставить на конвейер и открыть полноценную компанию под собственным началом.

Не будем сейчас углубляться в вопрос о регистрации самой фирмы, да и кого-кого, а бухгалтера лишний раз посвящать в этот процесс – напрасные усилия. Стоит лишь остановиться на выборе правовой формы будущей организации. Так как вряд ли вновь созданный хозяйствующий субъект разрастется до размеров холдинга, можно вполне безболезненно отказаться от статуса юридического лица и вести деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Можно, конечно, и общество с ограниченной ответственностью открыть. И в том и в другом случае бухгалтер-собственник уверенно может подавать заявление на применение УСН. Причем большинство коллег рекомендуют остановиться на выборе налоговой базы «доходы», так как расходы подобной фирмы обычно незначительны в денежном выражении. Правда, у фирм-«упрощенцев» могут возникнуть сложности с клиентами, ведущими свою деятельность на ОСНО, так как при оплате бухгалтерских услуг НДС к вычету принять они не смогут. Но как показывает практика, с подобными проблемами если и придется столкнуться, то лишь в перспективе, так как «молодая-зеленая» организация осуществляет бухгалтерское сопровождение в первую очередь ИП, «упрощенцев» и тех, кто трудится на ЕНВД.

бухгалтерияДать знать

Итак, на руках у бухгалтера-бизнесмена документы, подтверждающие его причастие к рождению новой фирмы по оказанию бухгалтерских услуг. Но никто, кроме него и ближайшего окружения, о свершившемся событии «ни сном ни духом». А ведь организация не может существовать без клиентов. Скажем больше – найти и привести максимальное количество клиентов – это чуть ли не первостепенная и вместе с тем самая сложная задача. Проще будет тем, кто имел опыт ведения фирм «на дому» – своих бывших работодателей методом дипломатических переговоров можно превратить в своих же клиентов. Пожалуй, это самый простой и эффективный ход. Однако радоваться рано: 5-7 фирм – это не клиентура, а потому придется воспользоваться всеми возможными инструментами продвижения своего «детища» в массы. В век виртуализации проще всего заявить о себе в Интернете. Сайт, контекстная реклама – все это хорошо, но порой неподъемно дорого, а потому пионеры бухгалтерского бизнеса поселяются на многочисленных порталах и форумах, дают советы и рекомендации – сначала по-дружески, а уже потом, если повезет, по-партнерски.

Был бухгалтер – стал директор

Чтобы работать одному, создавать организацию необязательно. А когда речь идет о помощниках, то бухгалтеру «в прошлой жизни» предстоит превратиться в нынешней в управленца, так как организаторские навыки менеджера будут востребованы гораздо чаще. Вести переговоры, заключать соглашения, решать вопросы аренды, рекламы, собственного налогообложения – вот далеко не полный ряд новых задач, с которым встретится жаждущий окунутся в собственный бизнес человек. Само собой, управлять фирмой по оказанию бухгалтерских услуг будет легче, так как сам бухгалтер четко знает, какая квалификация необходима его будущим сотрудникам. Кроме того, нелишней будет профессиональная преемственность и обмен опытом.

Проще будет тем, кто имел опыт ведения фирм «на дому» – бывших своих работодателей можно превратить в своих же клиентов.

После того как штат фирмы расширился до нескольких человек, на плечи владельца лягут и обязанности по выплате заработной платы (перечислениями и налогами с этих сумм пугать не будем, все это известно). С этого дня, наконец, придет понимание, почему бухгалтеры получают не так много, как хотелось бы. Более того, велика вероятность, что первое время своих сотрудников придется держать на «сухом пайке» и мотивировать их другими методами. Экономический кризис оставил свои следы, и шрамы, и если компании и решаются на аутсорсинг, то как раз по причине отсутствия средств на собственный штат бухгалтерии. К тому же, если оказывать услуги, например, только «упрощенцам», деятельность будет носить ярко выраженный сезонный характер. Поэтому снова обратим внимание на то, что успех бизнеса напрямую зависит от количества клиентов и объема работы. Спастись в этом случае фирме поможет оказание услуг физическим лицам – в задачу бухгалтеров будет входить заполнение деклараций и справок по НДФЛ.

Будь готов!

Жизнь собственника бизнеса, прямо скажем, не сахар. Помимо вышеперечисленных задач и проблем стоит лишний раз напомнить о специфике бизнеса. Во-первых, договор на оказание бухгалтерских услуг будет подписан директором, а, значит, все, не дай бог, негативные последствия сотрудничества обрушатся именно на него. В том случае, если из-за некомпетентности наемных бухгалтеров или неосознанно совершенных ошибок клиент окажется в суде, то и здесь придется оспаривать тот или иной факт или пытаться минимизировать убытки. Некоторые компании обращаются за бухгалтерскими услугами на сторону только для того, чтобы обезопасить себя при совершении не совсем законных манипуляций, причем они могут как промолчать о своих намерениях, так и открыто предложить «серую» схему сотрудничества. Можно просто столкнуться со злостными неплательщиками по договорам, что повлечет за собой увеличение дебиторской задолженности, а то и судебные разбирательства. Поэтому стоит лишний раз обратить внимание на качество составленных договоров.

Каждому свое

Прежде чем решиться на новый шаг в своей карьере и жизни, бухгалтеру, думается, будет не сложно взвесить все «за» и «против». Все так или иначе сначала сомневаются в правильности своего выбора. Скорее всего, даже владельцы мировых консалтинговых корпораций не могли предугадать того успеха, которым они пользуются в настоящее время. Начать с малого – с организации собственного дела, постепенно расширяя штат помощников и сферу деятельности, подключать к работе бухгалтеров, юристов, аудиторов, вести грамотную рекламную и маркетинговую политику, открыть филиал компании в другом городе… Все это вполне реализуемые мечты человека, которых стремится перейти от роли исполнителя к роли управляющего. Для этого необходима все та же пресловутая предпринимательская жилка, здравая доля цинизма, готовность уходить в работу с головой не только в периоды сдачи отчетности, но и каждый день. Если же уставшему от рутины бухгалтеру просто хочется расширить профессиональные горизонты и получить новый опыт по своей специальности, наверняка лучше задаться целью стать главным бухгалтером крупного холдинга со множеством филиалов. Главное – не стоять на месте.

Дарья Сахарова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.