Оценить конкурсные заявки станет легче

Оценить конкурсные заявки станет легче

16.02.2010

1 ноября вступают в силу новые Правила оценки заявок в конкурсах по госзаказу, утвержденные постановлением Правительства РФ. Документ устанавливает единый порядок оценки заявок на любые виды работ и услуг для всех заказчиков вне зависимости от уровня власти. Какие критерии вводят Правила, и на что будут ориентироваться чиновники, определяя победителя госторгов?

Один из восьми

Единый регламент оценки заявок в конкурсах по госзаказу  утвержден постановлением Правительства РФ № 722 (с полным текстом этого документа вы можете ознакомиться в справочно-правовой системе КонсультантПлюс). Правила дополняют и конкретизируют требования Закона № 94-ФЗ «О госзаказе».
С 1 ноября 2009 года оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется с использованием восьми критериев, среди которых цена, качество, сроки, гарантии. Каждому критерию присваивается рейтинг. Сумма значимостей критериев составляет 100 процентов.
Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (их значимость определяется в процентах). Оценка заявок производится с использованием не менее двух критериев, одним из которых обязательно должна являться цена («цена контракта за единицу товара, работы, услуги»). И в конкурсной документации необязательно прописывать все названные критерии, можно указать только два из них, например, цену контракта и срок поставки − отметил начальник управления по контролю за размещением госзаказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев в интервью «Российской газете»:
− Дело в том, что единственным обязательным критерием, который вы должны задать при оценке, является цена контракта. Его значимость не менее 35 процентов. Все остальные критерии это ваше желание.
Значимость других показателей определяется иначе. Так, каждый из таких критериев, как расходы на эксплуатацию товара; на техническое обслуживание, срок предоставления гарантии качества, объем предоставления гарантий, не может составлять более 10 процентов, при этом сумма значимостей при одновременном использовании указанных критериев не может составлять более 20 процентов.
Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Анна Катамадзе отметила, что все условия по гарантии, если они являются предметом оценки, устанавливает сам заказчик:
− Вот если они не являются предметом оценки, тогда и критерии использовать не надо. Бывают исключения, но очень редко.
Значимость таких критериев, как функциональные или качественные характеристики товара, качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса, а также совокупная значимость указанных критериев, не может составлять более 20 процентов.
В  некоторых случаях (проведение конкурса на выполнение научно-исследовательских работ, аварийно-спасательных работ, на реставрацию памятников, на оказание медицинских услуг, образовательных и юридических услуг, услуг по проведению экспертизы, по обслуживанию официального сайта), совокупная значимость таких критериев, как характеристики и качество, не может составлять более 45 процентов.
Оценивать критерии заявки будет специальная комиссия. Участники размещения заказа будут ориентироваться на конечное решение комиссии, которое зависит от оценки каждого из ее членов,  рассказал Михаил Евраев:
− Если в конечном решении комиссии участник, который получил максимальное количество баллов, предложил условия хуже, нежели другие участники, либо предложил условия лучшие, а ему поставили меньше балл, то он может обжаловать данное решение в судебном порядке. При этом если был нарушен порядок оценки, установленный самим заказчиком, то обжаловать данное решение можно как в судебном порядке, так и в контролирующем органе.

«Цена − качество»

Прежде право установления порядка оценки оставалось за заказчиком. Однако, как свидетельствует общероссийская практика, заказчики не всегда грамотно подходили к решению вопросов определения действительно лучшего конкурсного предложения. Имели место и коррупционная составляющая, и «откаты», и притеснения мелких игроков. Предполагается, что Правила помогут более четко и прозрачно анализировать заявки участников торгов. Однако предпринимателей по-прежнему настораживает, что критерий «цена» остается базовым для определения победителя конкурса. Участники соревнований не раз указывали, что конкурсанты, называющие наименьшую сумму в заявках, часто не обладают нужной квалификацией, оборудованием, мощностями. Но даже если конкурсная комиссия сомневалась в серьезности намерений претендента, она обязана была зафиксировать его победу: как раз Закон № 94-ФЗ отменил действовавшие ранее квалификационные требования (выполнение сопоставимых объемов работ и пр.). Новые правила вводят восемь критериев оценки, но обязательный из них по- прежнему один – цена, доля которой 35 из 100 процентов. Анна Катамадзе считает, что практика, при которой цена остается определяющим показателем, сохранится еще достаточно долго просто потому, что проверить прочие заявленные критерии довольно трудно:
− Хочу отметить, что весь порядок оценки на самом деле − это не руководство к действию. Это не означает, что многокритериальных конкурсов должно стать больше с выходом порядка оценки. Сегодня в 90 процентах случаев из 100 заказчики используют критерии «цена − качество», потому что иные критерии хоть и являются расчетными, однако проверить соответствие «расходов на эксплуатацию» при исполнении контракта тому, что было задано в заявке, практически нереально. Что касается обеспечения, заказчик имеет право улучшить администрирование исполнения заявленных на конкурсе условий по данным критериям. Пример: если кто-то предлагает 10 лет гарантии, то он должен принести банковскую гарантию на эти 10 лет. Заказчику дано право превратить все-таки эти критерии не в декларацию на торгах, а в действительно гарантируемые обязательства. Это право заказчика. Он сам должен решить, использовать его или нет.
Согласен с коллегой и Михаил Евраев. Чиновник из ФАС в принципе не рекомендует заказчикам ориентироваться сразу на несколько критериев:
− Они очень слабо администрируются. Например, что такое стоимость обслуживания или эксплуатации? Сразу появляются вопросы, у кого и где. По сути, надо ориентироваться на критерий «цена контракта» и на субъективный критерий (качество и/или квалификация). Вот два базовых критерия, которые я бы рекомендовал применять. Если говорить про критерий «срок поставки», то, если заказчику нужен товар или построенный объект к 15 марта, так и надо установить в требованиях конкурсной документации, что к 15 марта. А если надо не к 15 марта, а к 15 февраля, то надо написать − к 15 февраля, и тогда никаких проблем у такого заказчика возникать не будет. Тот же подход и по срокам гарантии, и по объемам гарантии и т. д. Тогда не будет ошибок, разных толкований и проблем. Причем ни у заказчиков, ни у предпринимателей, ни у контролирующих органов.
В любом случае, считают чиновники, документ новый, и еще должна сформироваться практика его применения. В самое ближайшее время ФАС совместно с Минэкономразвития выпустят рекомендации по использованию Правил оценки заявок в конкурсах по госзаказу.

Критерии оценки заявок

 Оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев:
а) цена контракта (цена контракта за единицу товара, работы, услуги);
б) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
в) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
г) расходы на эксплуатацию товара;
д) расходы на техническое обслуживание товара;
е) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
ж) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
з) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг (

За ценовой сговор грозит до трех лет

С 30 октября в России вступил в силу закон, ужесточающий ответственность за ценовой сговор. Поправки в статье 178 Уголовного кодекса ограничивают сферу ее применения, однако дают правоохранительным органам возможность наказать нарушителей по строгости закона.
Наиболее опасными нарушениями антимонопольного законодательства теперь называются ограничение или устранение конкуренции, причинение вследствие этого ущерба на сумму свыше 1 миллиона рублей либо извлечение дохода на сумму свыше 5 миллионов рублей  Указанные деяния предусматривают штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.
Максимальным наказанием станет тюремное заключение на срок до трех лет с лишением права работать на определенных должностях или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового. При этом лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию дела, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет доход, полученный вследствие совершенного преступления, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Указанный закон, напомним, был принят Госдумой 17 июля 2009 года, одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года.

И. Пискун
Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное