Учетная политика:  перезагрузка-2010

Учетная политика: перезагрузка-2010

14.12.2009 распечатать

Очевидно, что за 2009 год власти существенно подкорректировали действующее зако- нодательство, да и ситуация на рынке претерпела изменения. Это не могло не сказаться на подходах организаций к налоговому и бухгалтерскому учету хозяйственных операций в следующем году. Марина Балахонцева, аудитор компании InCount, представила свои рекомендации относительно того, как правильно предприятиям учесть все значимые поправки при составлении учетной политики на 2010 год.


Целевые отличия

Для подготовки в бухгалтерском учете полной, объективной и достоверной информации о своей финансово-хозяйственной жизни организация в начале предпринимательской деятельности должна сформировать учетную политику и в дальнейшем поддерживать ее
в актуальном состоянии. Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета организация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс и в результате использования которых формируется полная и достоверная картина ее финансового положения и финансовых результатов деятельности. При этом избранные способы ведения учета должны отвечать общепризнанным правилам. Учетная политика для налогообложения представляет собой выбранную компанией совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ). Таким образом, учетная политика для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета преследует разные задачи.При формировании учетной политики на 2010 год следует учитывать изменения в положения по бухгалтерскому учету, внесенные с 1 января 2009 года. Впрочем, наступление нового налогового периода вовсе не означает, что компания непременно должна составлять очередной вариант данного документа. Ведь ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» не содержит требования о ежегодном составлении или продлении действия принятой ранее учетной политики с помощью новых приказов. В связи с этим следует отметить, что если компания не вносит изменения в учетную политику в соответствии с требованиями пункта 10 ПБУ 1/2008, то она вовсе не обязана утверждать новую учетную политику. В противном случае подкорректировать документ придется. Разберемся, какими принципами следует руководствоваться при составлении учетной политики на 2010 год.

Бухгалтерские коррективы

Прежде всего напомним, что формировать учетную политику может лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации (п. 4 ПБУ 1/2008). При составлении документа необходимо утвердить, в том числе, применяемые регистры бухгалтерского учета. Если у компании имеются филиалы, представительства или иные подразделения, то все они обязаны руководствоваться принятой ею политикой (п. 9 ПБУ 1/2008). С 2009 года в ПБУ 1/2008 особо отмечены филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ. Дело в том, что они имеют право выбора: их учетная политика формируется либо в рамках ПБУ 1/2008, либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности (п. 1 ПБУ 1/2008). Причем в случае если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация может исходить из Международных стандартов финансовой отчетности. Пунктами 13–16 ПБУ 1/2008 предусмотрено новое правило об оценке в денежном выражении, отражении
и раскрытии в бухгалтерском учете и отчетности изменений учетной политики, оказавших (или способных оказать) существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так, изменения в учетной политике могут отражаться:
ретроспективно (путем корректировки входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и связанных с ней статей). Данный способ используется, если последствия изменений учетной политики могут быть оценены в денежном выражении с достаточной надежностью;
перспективно (применительно к отражению фактов хозяйственной жизни, свершившихся после вступления в силу изменений учетной политики). Этот вариант подходит, если оценка в денежном выражении не может быть произведена с достаточной надежностью.
Заметим, что в новом ПБУ 21/2008 введено новое понятие – «Изменение оценочных значений». Под ним понимается корректировка стоимости актива обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива. Предполагается, что это изменение обусловлено появлением новой информации, оно приводится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств. Такая корректировка вовсе не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности. Результат изменения оценочного значения отража-тся в составе доходов или расходов организации  текущем периоде (а при необходимости – и в будущих периодах), кроме изменения, непосредственно влияющего на величину капитала организации. В последнем случае такое изменение непосредственно корректирует соответствующую статью капитала. Изменение оценочных значений (его последствия) организации необходимо раскрыть в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.В новом ПБУ 15/2008 «Учет расходов по кредитам и займам» исключено требование об обязательном разделении в бухгалтерском учете задолженности на краткосрочную и долгосрочную, срочную и просроченную. Кроме того, изменен порядок учета дополнительных расходов – они могут включаться равномерно в состав прочих расходов в течение срока займа (кредитного договора). Новое ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» обязаны применять все коммерческие органиации, кроме кредитных, тогда как ранее его действие распространялось только на акционерные общества. Теперь не применять данное правило могут только малые предприятия.При формировании учетной политики организация, использующая ПБУ 11/2008, должна как минимум определить:
1) перечень лиц, являющихся связанными сторонами организации, или принципы включения в этот перечень юридических и физических лиц;
2) конкретный состав и форму раскрытия (в том числе порядок представления) информации, подлежащей раскрытию в соответствии с ПБУ 11/2008;
3) порядок построения аналитического учета, обеспечивающего получение информации о связанных сторонах, которая подлежит раскрытию организацией.
Главным новшеством ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» является установление основного способа признания финансового результата «по мере готовности». Кроме того, определены методологические способы признания выручки «по мере готовности» (пропорционально доле объема работ в натуральном выражении, или сумме расходов), один из которых организации следует выбрать и отразить в учетной политике.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ ЕСН
В налоговой учетной политике компания устанавливает порядок ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ). Документ составляется в произвольной форме и утверждается приказом руководителя предприятия (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ). Одним из элементов учетной политики в части перечисления налога на
прибыль является описание построения налогового учета прямых расходов на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Налоговый кодекс в рекомендуемой форме устанавливает перечень прямых расходов на производство, в состав которых входят, в частности, суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на фонд оплаты труда производственного персонала.
Напомним, что с 1 января 2010 года в редакции Закона № 213-ФЗ от 24 июля 2009 года в состав рекомендуемых прямых расходов будут входить начисленные на суммы затрат на оплату труда расходы:
– на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– на обязательное медицинское страхование;
– на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Поскольку вышеназванным Законом ЕСН заменен на взносы на обязательное страхование, смысл данной нормы в части учета расходов практически не изменился. При этом в состав прямых расходов законодатель добавил взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Но учитывая, что перечень прямых расходов в НК РФ не является закрытым, организация и ранее могла утвердить в своей учетной политике эти взносы в составе прямых расходов.

Налоговый алгоритм

В качестве рекомендаций по формированию налоговой учетной политики как эффективного инструмента в отношениях с проверяющими органами можно предложить следующее. В учетную политику имеет смысл включить несколько разделов. Разберемся, какие это могут быть разделы и какую информацию в них стоит разместить. Итак, в первом описываются организационно-технические вопросы:  
– организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии, путем создания отдельного специализированного подразделения, аутсорсинг);
– система налоговых регистров (правила построения и описание форм регистров);
– система документооборота для заполнения налоговых регистров.
Во втором разделе указывается выбор способов налогового учета в тех случаях, когда НК РФ предоставляет налогоплательщику такое право (например, определение перечня прямых и косвенных расходов). Это основная часть учетной политики. Здесь желательно провести разграничение налогового учета по отдельным видам налогов. Типичная ошибка при составлении второго раздела – описание «шаблонных» правил учета или дублирование тех норм, которые прямо предусмотрены в НК РФ и не предполагают права выбора плательщиком того или иного способа учета. Поэтому основная задача – избежать таких ошибок и описывать как можно подробнее тот способ учета доходов и расходов, который организация в действительности предполагает использовать. Особое внимание следует уделить тем хозяйственным операциям, по которым нормы налогового законодательства отсутствуют или не содержат определенного порядка действий. В этом случае важно прописать алгоритм признания доходов и расходов, который можно разбить на такие этапы:
– определение даты признания доходов и расходов,
– определение суммы доходов и расходов,
– формы первичных документов, являющихся основанием для отражения операций,
– бухгалтерские проводки (если налоговый учет формируется на основании данных бухгалтерского учета).
Например, можно разобрать ситуацию с документами на такие расходы, как арендные платежи, оплата за услуги связи, юридические, информационные, консультационные, аудиторские и другие услуги, которые приходят в организацию с опозданием. Дело в том, что по этим услугам НК РФ предоставляет налогоплательщику самому определить, какая из трех дат будет считаться датой признания расхода. Так, согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ эти затраты можно учитывать либо на дату расчетов, указанную в договоре, либо на последнее число периода, либо на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов. Очевидно, что для нейтрализации последствий «опоздавших» документов стоит выбрать и закрепить в учетной политике последний вариант.
В третьем разделе учетной политики организация может разработать и утвердить формы налоговых регистров, примеры определения доходов и расходов по конкретным хозяйственным операциям, варианты переноса убытка на будущее. Например, убыток, полученный организацией в 2009 году, будет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в течение следующих десяти лет – с 2010 го по 2019 год. Если в 2010 году компания получит прибыль в размере, превышающем сумму убытка, зафиксированного по результатам 2009 года, то она сможет уменьшить прибыль этого года сразу на всю величину убытка. При меньшей сумме прибыли по итогам 2010 года фирма будет включать убыток прошлых лет в расходы текущего периода по частям (в размере, не превышающем в совокупности с другими расходами суммудоходов, подлежащих налогообложению). Впрочем, даже если величина прибыли, полученной в 2010 году, позволит учесть целиком всю сумму убытка, организация вправе предусмотреть в налоговой учетной политике ограничение на перенос убытка на будущее. Например, в учетной политике может быть указано, что общая сумма переносимого убытка не должна превышать 80 процентов налоговой базы, исчисленной за текущий налоговый период.

Прочь формальности

При формировании учетной политики компания должна помнить, что этот документ составляется не «для галочки» и не только для исполнения обязанности налогоплательщика. Многие бухгалтеры считают, что приказ об учетной политике – это формальный документ, который нужно быстро написать, сдать налоговикам и забыть о нем. Между тем, ссылаясь на данный приказ (в котором грамотно должны быть описаны методы учета), можно выиграть сложные, а порой и практически безнадежные судебные дела, либо отстоять свою точку зрения в спорах с налоговиками при проверках, даже не доводя споры до судебных исков.

С полным текстом использованных документов
можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.
Марина Балахонцева, аудитор компании InCount
Материал предоставлен журналом "Расчет"


Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.