Тысячерублевые барьеры

Тысячерублевые барьеры

19.10.2009

В иерархии трудностей и сложностей, мешающих развитию малого и среднего бизнеса, одно из первых мест занимает проблема под названием «административные барьеры». Сейчас за любые комиссию, анализ, согласование или экспертизу бизнесмен должен выкладывать сумму, порой равную шестизначному числу. Для маленького предприятия, которое только делает первые шаги, это непозволительная роскошь. К выводу, что расценки на услуги чиновников неимоверно завышены, пришел и глава государства после прямого разговора с предпринимателями, состоявшегося этим летом в Звенигороде. Итогом диалога бизнеса и власти стала надежда, что платные услуги чиновников сократят или хотя бы четко пропишут их стоимость.

Московский бухгалтер

Разрешите открыть бизнес
Открытие собственного бизнеса в России можно сравнить с  девятью кругами ада Данте Алигьери. Ни один предприниматель не в состоянии самостоятельно преодолеть все барьеры и решить вопросы там, где необходимо плотное взаимодействие с представителями тех или иных госслужб. Человеку, не посвященному во все детали организации собственного дела, никогда не узнать, с какими трудностями приходится сталкиваться владельцам бизнеса, в особенности малого и среднего, считает юрист Андрей Ведерников:
     - Представьте себе, как бизнесмен, у которого нет ни малейшего представления о всех согласовательных  процедурах и разрешений, прокладывает своему делу путь. Затраты только на одни лицензии и экспертизы могут составить двухмесячную выручку. Причем не всегда понятно, из чего складываются тарифы, по которым предприниматель должен оплатить услугу, без которой бизнес не может заработать.
    Степень истощения бюджета предпринимателя пропорциональна тому, с какой отметки бизнесмен начинает свое дело. Для примера возьмем дело, начинаемое «с нуля». В случае открытия, например, небольшого ресторана это может означать аренду земли, планировку, постройку помещения, подводку коммуникаций. Для того чтобы выполнить все эти действия, необходимы разрешения нескольких инстанций. На это может потребоваться несколько месяцев. Впрочем, не будем так усложнять задачу. Возьмем уже готовое помещение, которое вполне сгодится под кафе. Начнем с того, что в Москве осталось не так много свободных помещений, в которых допустимый уровень энергопотребления достаточен для предприятия общепита. Заведение среднего уровня требует обычно 50-70 киловатт. Что делать, если объема энергии недостаточно для полноценной работы предприятия? В этом случае придется обращаться к энергетикам, чтобы те переустановили трансформаторную станцию, что может обойтись в несколько десятков тысяч долларов. Все бы ничего, но для этого еще необходимо и разрешение, получить которое можно только у сотрудника профильной службы за определенную сумму.

Больше, чем другие
Эксперты констатируют, что лидерами в области продажи лицензий и оказания разного рода госуслуг являются Москва и Санкт-Петербург. В этих двух столицах предпринимателям приходится чаще других оплачивать услуги чиновников. Наряду с официальными расценками, существующими в ведомствах, есть также и неофициальные. Некоторые бизнесмены из других городов утверждают, что в столице, дав «на лапу» чиновнику, можно быть уверенным в скорейшем решении вопроса, тогда как в регионах местные госслужащие могут отказать в просьбе, несмотря на финансовое вознаграждение.

    Однако не всем новоиспеченным рестораторам удается занять то помещение, которое по своей планировке и расположению вписывается в категорию «общепит». Таких зданий, увы, немного. Иногда под новое дело приходится искать место, назначение которого необходимо изменить. А чтобы перепрофилировать помещение, нужно нанести визит в Центр Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), пожарным (бывшее Управление Госпожарнадзора, в настоящее время входит в структуру ГО ЧС), в районную управу и  префектуру. Еще больше хлопот прибавляется, когда речь заходит о жилищном фонде. Здесь на авансцене появляются жильцы, комиссия из ДЕЗа, которая будет фиксировать согласие жильцов и заносить в протокол все трещинки и изъяны, чтобы впоследствии дефекты не могли поставить в вину ресторану. Если все пройдет гладко, то финишная прямая пересекается в таких организациях, как  МНИИТЭП, МОСЖИЛНИИПРОЕКТ, где нужно получить заключение о возможности размещения общепита в данном здании. И куда бы бизнесмен ни пришел со своей просьбой, везде нужно заплатить, говорит владелец одного из ресторанов, располагающегося в жилом доме:
- Есть официальные расценки на проведение комиссии и прочих изнурительных процедур. Стоимость сравнительно невысокая, но если сложить все затраты, то получится кругленькая сумма. И это без учета побочных расходов.
Под «побочными расходами» имеется в виду, конечно, банальная взятка или «премия» должностному лицу. Если же пойти по честному пути, не прибегая к подкупу, то предприниматель уверен, что бизнеса никогда не будет.

Свободный тариф
Сфера общепита - не единственное направление малого и среднего бизнеса, где приходится продираться сквозь дебри ведомственных препон. Какой бизнес ни взять, везде найдутся препятствия в виде дорогостоящих экспертиз и разрешений. Например, для того чтобы запустить строительные работы, нужно подать около 80 документов в разные органы власти на общую сумму 6 миллионов рублей. Хлебопекарни должны приобретать разрешение на взрывоопасное оборудование у Ростехнадзора за 600 тысяч рублей, хотя сама лицензия стоит 1300 рублей. Чтобы провести экспертизу безопасности лекарственного средства, фармпроизводителю предлагается заплатить несколько тысяч рублей.
Цепочка ведомственных структур, начинающаяся от районных служб и заканчивающаяся исполнительными органами власти, кажется неимоверно длинной. Причем многие нормативы, которым должен соответствовать объект, существуют во внутриведомственных регламентах, а их принцип формирования никому неизвестен. Как считает руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин, в настоящее время полностью упущен контроль государства за многочисленными поборами, организованными различными надзорными ведомствами:
     - Поборы взимаются за получение согласующих подписей (виз), особенно при проведении строительных работ, организации новых производств и пр. При этом применяется широко распространённый механизм, когда само ведомство денег не берет, но для получения его согласия требуется пройти «экспертизу» в подведомственном учреждении, разумеется, платную.
Тарифы на всевозможные экспертизы-согласования, как правило, не регулируются. При этом идет торговля исключительно бумажками, а реального контроля за качеством продукции, работ, услуг нет. Кроме того, четкой, прозрачной системы предоставления платных государственных услуг попросту не существует. По факту сама услуга может стоить недорого, например, 3 тысячи рублей. Но для того чтобы получить какое-либо заключение, предпринимателей зачастую вынуждают проходить различного рода мероприятия, которые предоставляются только определенными афиллированными организациями за существенную плату.

5 миллиардов на согласование
В Департаменте экономической политики и развития города Москвы подсчитали, что в столице действуют 209 городских инстанций, которые выдают порядка 460 видов различных документов. Официально только 360 из них  получаются на бесплатной основе, и лишь  100 - за деньги. Однако существуют отдельные предприятия, которые взимают плату без наличия на то существующих полномочий и расценок. В частности, некоторые ДЭЗы  берут плату за согласование проектно-сметной документации при присоединении к электрическим сетям жилых домов.
Известно, что в совокупности московские предприниматели ежегодно тратят 4,6 миллиарда рублей на различные согласования. В московском правительстве уже не раз обсуждалось, что необходимо провести ревизию всей платной документации и сократить издержки предпринимателей на 3 миллиарда рублей.

Закрытый перечень

Проблема «административных барьеров» и в частности разрешительной и согласовательной документации не осталась без внимания в высших эшелонах власти. Президент Дмитрий Медведев на встрече с предпринимателями в Звенигороде лично убедился в том, что бюрократический заслон по-прежнему жизнестоек. Бизнесмены, не стесняясь, говорили на встрече о своих тяготах, приводили в пример абсурдные действия со стороны контрольных инстанций. Владелец компании «Арсалина» Владимир Гайдук рассказал главе государства о том, что хотя он и получил за короткий срок разрешение на аренду участка земли, беготни за многочисленными справками избежать ему не удалось. Например, одним из требований было проведение анализа почвы стоимостью  100 тысяч рублей. Предприниматель не мог взять в толк, зачем понадобилось в центре города в жилой зоне искать в земле «язву и ящур».
В результате встречи с предпринимателями президент дал поручение прокуратуре взять на контроль ситуацию и в ближайшее время изменить тот порядок цен и количество процедур, которые сегодня проводятся разными ведомствами. По словам Андрея Шубина, на практике это должно означать, что будет издан нормативный акт, который поименует закрытый перечень всех допустимых платных  государственных услуг с указанием их стоимости:
- Также необходимо провести работу по анализу нормативных актов в области получения лицензий, согласований, разрешений, чтобы устранить из них нормы о дополнительных мероприятиях для получения госуслуги. Вся процедура должна стать прозрачной, а цены за госуслуги должны быть адекватными и разумными.
Артем Жук-Жученко
Московский бухгалтер

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA