Убытки на УСН: проблемы учета

Убытки на УСН: проблемы учета

06.05.2009

Закон от 22 июля 2008 года № 155-ФЗ, порадовавший «упрощенцев» новым порядком признания убытков, вступил в силу лишь с начала текущего года. Тем не менее еще до начала его действия специалисты Минфина в ответе на частный запрос высказали мнение, что воспользоваться им фирмы на УСН вправе и при расчете налога за 2008 год. Хорошо, если компании, ознакомившиеся с «чужим письмом счастья», проявили осторожность и не взяли его на вооружение…

В теории все прекрасно…

В целях применения упрощенной системы налогообложения убыток — это превышение расходов, предусмотренных статьей 346.16 Налогового кодекса, над доходами (определяются согласно ст. 346.15 НК). На основании пункта 7 статьи 346.18 Кодекса фирмы и предприниматели на «упрощенке» («доходы минус расходы»), вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих лет. Главное, чтобы в «тяжелые времена» хозяйствующий субъект применял УСН с аналогичным объектом налогообложения. Соответственно, убыток, полученный при применении общего режима либо ЕНВД, не принимается при переходе на «упрощенку», и наоборот.

Напомним, что до недавнего времени при определении налоговой базы разрешалось учитывать лишь 30 процентов убытков прошлого года. При этом оставшуюся часть убытка можно было переносить на последующие 10 лет.

Однако с 1 января 2009 года 30-процентное ограничение кануло в Лету, так что отныне перенести на текущий налоговый период можно сумму всего полученного в предыдущем году убытка. Более того, новый порядок позволяет распределять «отрицательный результат», не перенесенный на следующий год, целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Помимо этого согласно новым правилам перенос убытков прошлых лет на будущие налоговые периоды должен производиться в порядке очередности их получения. При этом не стоит забывать о том, что убыток разрешено списывать только в течение 10 лет с момента его возникновения.

Отметим, что теперь воспользоваться возможностью учета убытков могут и любители «реформировать» бизнес. Правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в описанном выше порядке на сумму убытков, полученных реорганизуемыми юрлицами за период их «упрощенной» деятельности.

Столь либеральные изменения в Налоговый кодекс были внесены Законом от 22 июля 2008 года № 155-ФЗ (далее — Закон № 155-ФЗ). Вопрос в том, с какого момента возможно практическое применение новой редакции пункта 7 статьи 346.18 Кодекса?

«Вредные советы»

Как известно, Закон № 155-ФЗ вступил в силу с 1 января 2009 года и не имеет обратной силы. Переходных положений в документе также не предусмотрено. Вполне логично, что «обновленные» правила должны применяться при расчете налоговой базы за текущий год.

Несмотря на это Минфин великодушно разрешил учесть все убытки при исчислении налоговой базы за 2008 год. Чиновники мотивировали свою позицию тем, что данные изменения начади действовать с 1 января 2009 года. А посему по строке 050 раздела 2 декларации может быть отражен убыток, полученный в предыдущих годах, в полной сумме (письма от 17 ноября 2008 г. № 03-11-04/2/170 и от 31 декабря 2008 г. № 03-00-08/44). Естественно, эти разъяснения зародили сомнения среди налогоплательщиков.

Однако радость от либерализма главного финансового ведмства продолжалась недолго. Спустя некоторое время Минфин (как бывало не раз) решил поменять свою точку зрения на прямо противоположную. В письме от 27 января 2009 года № 03-11-11/9 финансисты настаивают на том, что новый порядок учета убытков применяется начиная с составления декларации по УСН за 2009 год. Как нетрудно догадаться, поддержали данную позицию и налоговики (письмо от 30 января 2009 г. № ШС-22-3/83@). Следовательно, фирмы, взявшие на вооружение «предновогодние» письма, в результате занизили налогооблагаемую базу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Пример

Фирма-«упрощенец» получила убыток за 2007 год в размере 100 000 рублей. В 2008 году налоговая база составила 600 000 рублей (1 400 000 руб. — все полученные доходы; 800 000 руб. — все расходы). За I квартал был уплачен авансовый платеж в сумме 23 500 руб.; за II-й — 21 500 руб.; за III-й — 22 500 руб.

При подаче годовой декларации за 2008 год фирма отразила весь убыток за 2007 год. Таким образом, сумма налога к уплате составила:
((600 000 руб. - 100 000 руб.) × 15%) - (23 500 руб. + 21 500 руб. + 22 500 руб.) = 7500 руб.

Если бы убыток был учтен в размере 30%, то сумма налога к уплате была бы равна:
((600 000 руб. - (100 000 руб. × 30%)) × 15%) - (23 500 руб. + 21 500 руб. + 22 500 руб.) = 18 000 руб.

Таким образом, сумма недоимки — 10 500 руб. (18 000 руб. - 7500 руб.)

Во избежание претензий со стороны налоговиков организация 30 апреля 2009 года подала уточненную декларацию, предварительно уплатив сумму недоимки и пеней.

Сумма пеней составила:
(1/300 × 13% × 30 дн. × 10 500 руб.) = 136,5 руб.

Что делать дальше?

Необходимо помнить о том, что избежать ответственности, сославшись на использование «либеральных» разъяснений главного финансового ведомства, вряд ли удастся. Известно, что письма Минфина не являются нормативно-правовыми актами. А посему фискальные органы вправе игнорировать подобные документы. Исключение составляют лишь сообщения, непосредственно адресованные ФНС.

Как правило, письменные разъяснения даются конкретным заявителям, которые и получают «гарантированный иммунитет» от налоговой ответственности (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК). Что же касается других фирм и предпринимателей, распространяющих мнения и заключения Минфина на все прочие аналогичные этому случаи, то все это делается не иначе как под личную ответственность налогоплательщика со всеми вытекающими отсюда последствиями. На этом акцентирует внимание Минфин в письме от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138.

Следовательно, фирме, которая воспользовалась более ранним «бесплатным советом» от Минфина и учла все имеющиеся убытки при определении налоговой базы за 2008 год, придется подать уточненную декларацию за истекший период. Внести исправления нужно и в раздел III прошлогодней книги учета доходов и расходов.

Перед подачей «уточненки» нужно уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Главное — успеть отчитаться перед бюджетом и сдать скорректированную отчетность до того момента, как закончится «камералка» либо будет назначена выездная проверка. При соблюдении указанных условий организация сможет избежать привлечения к налоговой ответственности (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК).

Если не проявить инициативу, то ревизоры принудительно пересчитают налоговую базу. Хотя доначислением единого налога и соответствующих пеней на сумму «лишних» признанных убытков (более 30%) они не ограничатся. «В нагрузку» инспекция выпишет штраф. В тех же случаях, когда уточненная декларация подается до окончания срока уплаты налога, не приходится уплачивать и пени.

О. Сопунько,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA