Спам, или антиделовой подход

Спам, или антиделовой подход

20.02.2009

Каждый владелец электронного почтового ящика знает, что такое спам. И как бы ни было сильно негодование — увы, с этим явлением мало что поделаешь: даже специальные фильтры не способны полностью отсеивать нежелательные письма. Кто же занимается такими сомнительными рассылками, спросите вы. И какой в них толк? Разобравшись, авторитетно заявляем — практически никакого. Подробности читайте ниже.

Кому это надо?

Данным вопросом задаются все, кто каждый день проверяет почту и ждет, к примеру, важного письма по работе. Зачастую отыскивать его приходится в море ненужной, нелепой, а иногда откровенно пошлой информации. Не спасают и специальные фильтры, призванные сортировать корреспонденцию: порой в разряд сомнительных попадают действительно нужные письма, а сообщения под названием «Котику» или «Рыбке» красуются в папке «важно». Понимая, что бороться с этим явлением сложно, каждый день приходится тратить время на ручной разбор поступившей информации, ругая в душе того, кто это делает и кто придумал. А ведь вопрос, действительно, интересный: кто это делает, а главное — зачем?

По словам большинства экспертов, заказчиками спам-рассылок являются, в основном, представители малого бизнеса. Таким образом предприниматели пытаются продвинуть свой продукт, затратив минимум средств. Иногда среди заказчиков мелькают и крупные фирмы, но это, как правило, разовые акции, направленные на проверку эффективности. Если говорить о тематике таких рассылок, то заметно доминируют следующие: туризм, обучение, семинары и выставки, грузоперевозки и транспорт, недвижимость, строительство и ремонт.

Антиделовая этика

К спаму каждый относится по-разному: кто-то ругает, кто-то не обращает внимания, кто-то пытается бороться. По словам бухгалтера Инны Яковлевой, она поняла одно: вести дела подобным образом неэтично:

— Как-то на обеде я услышала разговор своих сотрудниц, которые обсуждали инициативу начальства заказать спам-рассылку. Не смогла остаться безучастной, поскольку считаю такой метод продвижения товара или услуги не только неэффективным, но и губительным для компании. Эти предположения я высказала своему руководству в письменной форме. И знаете, меня послушали. Не то чтобы я открыла им глаза, просто наш директор — человек доверчивый, и перед тем, как принять подобное решение, он не до конца вник в историю этого вопроса. А мои рассуждения заставили его это сделать, после чего он забыл о такой рекламе наших товаров.

Более профессиональную оценку этому явлению дала аналитик компании «Финам Менеджмент» Анна Зайцева:

— Спам представляет собой незапрашиваемую информацию. В большинстве случаев спам в интернете используется для рекламы определенных товаров или услуг, но может преследовать и другие цели, такие, как накручивание счетчиков на сайте (если пользователь нажмет на ссылку) или отправка троянов и вирусов.

Преимуществом спама для компании является низкая цена, которая зависит от количества адресов, куда будут отправлены сообщения. На этом плюсы, пожалуй, и заканчиваются. Спам-рассылкам противодействуют специальные программы, что резко снижает число потенциальных читателей сообщения. Кроме того, спам не ориентируется на целевую аудиторию, и даже прочитанное сообщение, вероятнее всего, не окажет ожидаемого воздействия на пользователя. Таким образом, при низкой стоимости рассылки, ее эффективность находится на минимальном уровне. Однако самый существенный минус — спам снижает уровень репутации компании, которая воспользовалась данной услугой. В связи с этим мы не видим в почтовых ящиках спама от широко известных компаний. Такие компании четко ориентируются на свою целевую аудиторию и готовы использовать более эффективные рекламные возможности в СМИ и интернете.

В развитых странах к спаму относятся отрицательно, и нередко в некоторых из них законодательством предусмотрена ответственность за подобную деятельность. В частности, американский провайдер AOL вынужден регулярно судиться со спамерами, которые забивают почтовые ящики его клиентов бесполезной информацией. В России со спамерами на правительственном уровне пока не борются, в результате чего почтовые серверы должны ежедневно «отбивать» тысячи различных рассылок. Мы считаем, что в среднесрочной перспективе спаму в нашей стране начнут противодействовать законодательно, поскольку он не только вызывает негативные эмоции пользователей, но и существенно мешает работе отечественных провайдеров. Они тратят на борьбу со спамом значительные средства, поскольку интернет-каналы забиты ненужным трафиком.

Откуда ноги растут

Слово «SPAM» появилось в 1936 году. Оно расшифровывалось как «SPiced hAM» (острая ветчина) и было товарным знаком для мясных консервов компании «Hormel Foods». По одной из версий, после Второй мировой войны остались огромные запасы данных консервов, которыми снабжались американские солдаты. Для того, чтобы сбыть свою залежавшуюся продукцию, компания «Hormel Foods» провела первую в своем роде рекламную кампанию. Слово «SPAM» маячило на каждом углу, на витринах всех дешевых магазинов, оно было написано на бортах автобусов и трамваев. Это слово можно было прочесть на фасадах домов и в газетах. Реклама консервов «SPAM» беспрерывно транслировалась по радио. В общем, от нее не было возможности скрыться — она везде «бросалась» в глаза и звучала во всех приемниках.

В 1986 году в конференциях «Usenet» появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Заголовок гласил: «Заработай кучу денег», а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством продолжал дублировать свои тексты, и они настолько приелись подписчикам, что их стали сравнивать с рекламируемыми в скетче консервами.

Так за словом «спам» закрепилось новое значение, позднее перешедшее в компьютерную терминологию для обозначения назойливых рекламных рассылок. По-видимому, первый случай массовой несанкционированной рассылки электронных писем в России был отмечен 19 августа 1991 года: во время августовского путча директор «Релком» Алексей Солдатов распространил через электронную почту всем своим клиентам обращение Бориса Ельцина.

По материалам сайта Википедия.ру

Вы асоциальны!

Многие из нас, вынужденные мириться с таким явлением, как спам, неоднократно задаются вопросом — понимают ли заказчики таких рассылок, что они вызывают сплошь негативные эмоции и в одном проценте из ста могут привлечь клиентов. Специалисты отвечают — да, понимают. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство рассылок не рекламирует напрямую реальные фирмы и их официальные страницы. В качестве контактных данных указываются «левые» сайты, телефоны временных диспетчеров, откуда уже идет перенаправление потенциальных клиентов рекламодателю. Подобным образом желающие дешево и сердито продвинуть свой товар подстраховываются, чтобы не слишком марать свое имя.

Если говорить о мотивах этих рассылок, то все просто. Как отмечает психолог Елена Корина, в таких случаях у людей доминирует желание добиться успеха любой ценой:

— Очень важно понимать, что для достижения успеха необходимы вложения: в том числе и денежные, если мы говорим о бизнесе. Лозунг «Реклама — двигатель торговли» должен стать постулатом для каждого предпринимателя. Однако многие пытаются схитрить и за пять копеек получить миллионный результат. Конечно, нельзя утверждать, что такое невозможно. Однако подобное относится к разряду либо чуда, либо азартных игр.

Если приведенные выше доводы и рассуждения не повлияли на вас нужным образом и вы все-таки хотите попробовать заказать спам-рассылку, просчитайте возможную выгоду от подобного хода. При ближайшем рассмотрении вы поймете, что, несмотря на небольшие траты на такое продвижение товара или услуги, вы не получите ожидаемого эффекта. Более того, ваша компания многими столкнувшимися с вашей рекламой может быть занесена в «черный список». А деловая репутация куда важнее сиюминутной выгоды.

Юлия Кузьмина

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное