Откуда «дровишки»?

Откуда «дровишки»?

15.01.2009

Сотрудничество с иностранным поставщиком чревато множеством правовых, налоговых и финансовых рисков. Но, помимо глобальных вопросов, которые предприятие обычно тщательно прорабатывает, существует масса небольших проблем, возникающих в текущей работе. Порой даже такая мелочь, как ошибка в товаросопроводительном документе, может вылиться в немалый штраф.

Не панацея

Составляя внешнеэкономический контракт по закупке товаров, партнеры зачастую включают в текст условие о том, что ответственность за неправильное оформление товаросопроводительных документов несет поставщик. И если на таможне и, в самом деле, возникают проблемы с документацией, за которые штрафуют покупателя, то представители последнего пытаются возместить убытки, опираясь на указанное условие договора.

На первый взгляд, механизм выглядит вполне надежным. Закон требует, чтобы должник возместил убытки, которые он причинил кредитору (ст. 393 ГК РФ). Под ними, в частности, понимаются расходы, которые потерпевшая фирма произвела или должна будет произвести для восстановления своего нарушенного права, а также утрата или повреждение ее имущества (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Обратите внимание: под последнюю категорию подпадают и деньги (ст. 128 ГК РФ). Однако на деле данное условие контракта не всегда может гарантировать соблюдение интересов приобретателя. Довольно значимую роль может играть страна регистрации покупателя.

Ложка меда в бочке дегтя

Так, если речь идет об интересах российского поставщика, то в некоторых случаях условие об ответственности за предоставленные товаросопроводительные документы, включенное в контракт покупателем, может не действовать. Это утверждение справедливо, например, если отечественная компания работает с предприятием из государства СНГ, которое участвовало в утверждении Правил определения страны происхождения товаров (решение от 30 ноября 2000 г. Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, далее — Правила).

Итак, представим себе штатную ситуацию: белорусская компания закупила в России товары и получила предусмотренный договором пакет документов — счет-фактуру, сертификат места происхождения товара и CMR-накладные. Кроме перечня товаросопроводительных бумаг в контракте также установлена ответственность поставщика за их оформление. При рассмотрении счета-фактуры таможенники находят в нем ошибку: неверно указана страна происхождения товара. Начинаются первые разбирательства, в результате которых сотрудники таможни выясняют, что проблемная продукция при ввозе на их территорию должна была быть оформлена с указанием страны происхождения. Белорусской организации пришлось заплатить штраф. После этого фирма попробовала привлечь своего контрагента к ответственности за ошибки в бумагах. Однако все попытки взыскать убытки с партнера закончились ничем. Ведь обязанность таможенного оформления на территории Белоруссии лежит на резиденте (п. 17 Правил) — то есть фирме, зарегистрированной как плательщик налогов и сборов в Республике Беларусь (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2008 г. по делу № А21-6739/2007).

Неуловимая «родина» товара

В настоящее время страной происхождения товаров считается территория, где продукция была произведена полностью или же подвергнута достаточной переработке в соответствии с правилами или критериями, установленными таможенным законодательством. Это может быть страна или ее отдельный регион, группа государств или таможенные союзы (п. 1 ст. 30 ТК РФ).

Для подтверждения страны происхождения изделий в конкретном государстве-участнике сделки необходимо представить таможенным органам страны ввоза сертификат о происхождении товара формы СТ-1 или декларацию о происхождении продукции.

Если у сотрудников таможни возникнут сомнения относительно безупречности предоставленного сертификата или содержащихся в нем данных (в том числе и о происхождении товара), чиновники вправе запросить интересующие их сведения или бумаги. В подобных ситуациях они могут изучить, например, акт экспертизы, на основании которого выдавался сертификат или его копия.

Если такой документ не содержит необходимых сведений или вовсе отсутствует, таможенники могут заинтересоваться следующими материалами:

  • документацией по технологическому процессу производства товара и сведениями об используемых при этом комплектующих и материалах;
  • бухгалтерскими документами, подтверждающими расчет стоимости готовой продукции;
  • бумагами по таможенному оформлению товаров, которые свидетельствуют о таможенной стоимости комплектующих и материалов третьих стран при их ввозе в страну производства готовой продукции (ст. 37 ТК РФ; письмо ГТК РФ от 25 мая 2001 г. № 07-14/20685 «О правилах определения страны происхождения товаров»).

Иногда после завершения досмотра перевозимого товара таможенники могут решить, что место происхождения продукции не определено, т. е. претендентов на право называться ее «родиной» несколько (например, сведения в таможенной декларации рознятся с маркировкой или штрих-кодом). В этой ситуации надо смотреть, какие именно государства фигурируют в деле. Ведь если спор о стране происхождения заявленного к оформлению товара возник относительно государств, торгово-политические отношения России с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, то в этом случае, возможно, будет принято решение об оформлении продукции по базовой ставке ввозной таможенной пошлины.

Участнику ВЭД следует помнить, что сотрудники таможни вправе требовать документы, подтверждающие страну происхождения товаров, если, в частности, обнаруженные недостоверности представленных ранее сведений влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов или же запретов и ограничений (ст. 37 ТК РФ). В противном случае запрашивать сертификаты происхождения чиновники не могут (п. 3 письма Федеральной таможенной службы от 18 февраля 2005 г. № 01-06/4853 «О направлении Обзора правоприменительной практики»).

Порой случается, что сертификат происхождения выдан только на часть провозимой через границу продукции. В таких случаях чиновники, как правило, придерживаются предельно простой логики — нет документов, значит, страна происхождения товара не установлена, и в связи с этим с фирмы взыскиваются соответствующие таможенные платежи. Чтобы правильно разрешить такой конфликт, необходимо разобраться, составляют ли «безродные» ценности одну партию с декларированной продукцией. Если да, и все товары перевозятся одним транспортным средством, в одно и то же время, по адресу одного и того же получателя, то вопрос о стране происхождения не стоит. Соответственно, штрафы выплачивать не нужно (п. 4 письма ГТК РФ от 30 июня 2004 г. № 27-15/23963 «О направлении Обзора правоприменительной практики»; п. 4 письма Федеральной таможенной службы от 18 февраля 2005 г. № 01-06/4853 «О направлении Обзора правоприменительной практики»).

Анна Будневич

комментарий специалиста

«Хочу предостеречь менеджеров, юристов и бухгалтеров, а также сотрудников таможенных подразделений фирм-импортеров от напрасной траты сил и нервов, — объясняет московский адвокат Сергей Воронин. — Ведь довольно часто при возникновении проблем с полученными от поставщика документами они пытаются решить создавшуюся проблему путем переписки с таможенниками и посредством подробных разъяснений того, как и почему они попали в столь неприятную ситуацию. Однако такие попытки, как правило, изначально обречены на провал. Дело в том, что в подобных ситуациях таможенники практически всегда пользуются указаниями, инструкциями или рекомендациями «для служебного пользования». Максимум, на что можно рассчитывать, так это на пояснения, что «...указываемые в графе 10 счетов-фактур данные для целей таможенного оформления не являются однозначно свидетельствующими о стране происхождения товара — таким документом признается только сертификат СТ-1». То есть чиновник просто констатируют факт, и ничего больше».

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное