Бухгалтерия на колесах

Бухгалтерия на колесах

25.06.2007

Всем известна прописная истина: автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Но в современных экономических реалиях эта аксиома несколько преобразилась: все чаще представители деловых кругов, имея в своем запасе личный автотранспорт, предпочитают пользоваться услугами такси, в том числе и маршрутными.

Как прокатывают таксистов

Начнем с того, что бухгалтеры в большинстве фирм, занимающихся пассажирскими перевозками, приходят со стороны, так как подобные структуры в основном применяют упрощенную схему налогообложения. И лишь крупные компании, практикующие различные виды перевозок, могут позволить себе держать в штате целый бухгалтерский отдел. Хотя даже в крупных конторах чаще дело ограничивается только одним бухгалтером. Зато — главным. Об этом рассказала главный бухгалтер компании «Инкомтранссервис» Ирина Иванова.

Изначально эта организация занималась исключительно грузовыми перевозками, но уже через год был организован отдел пассажирских услуг. А с его появлением возникла и своя специфика.

Самая главная особенность пассажирских перевозок заключается в человеческом факторе, многое зависит от настроения клиента: он может нахамить, придраться к водителю или даже отказаться платить за проезд.

— Такие случаи — не редкость. Иногда чуть ли не до рукоприкладства доходит. Бывает и так, что, добравшись до нужного места, клиент попросту выскакивает из машины и кидается наутек, — сетует главбух, — а в итоге все эти неуплаты идут к нам в расход, который приходится оплачивать из собственного кармана. Но, к счастью, постепенно клиенты становятся более воспитанными, нередко даже одаривая водителей «чаевыми». Эти деньги, конечно же, ни через какие бухгалтерские проводки не проходят, а идут прямо в семейный доход водителей.

Ирина Яковлевна также рассказала, что на смену проблем взаимоотношений с клиентами сейчас на первый план вышли конфликты с частными извозчиками, которые являются прямыми конкурентами транспортным компаниям.

Такси на Дубровку заказывали?

В работе бухгалтерия такси не прихотлива. С недавних пор в «Инкомтранссервисе» используется одна из новых программных разработок, которая существенно облегчила работу всей фирме, в том числе финансовому отделу.

— Программа предназначена для автоматизации, регистрации заказов в диспетчерской такси. Парк автомобилей в программе предусмотрен на 85 автомобилей. При этом в базе данных не ограничено ни количество диспетчеров, ни число водителей, — поясняет Ирина Яковлевна. — Программа точно фиксирует все заказы, вплоть до секунды выполнения, а также в полуавтоматическом режиме по ней регистрируются данные места приезда и отъезда. Это важно, потому что впоследствии километраж учитывается в бухгалтерских расчетах, в первую очередь для расчета амортизации автопарка. Помимо этого, программа позволяет вести расчет с водителем за каждую отработанную смену с возможностью сдачи водителем лишь части выручки и записью остатка в долг. Такой универсальный способ оптимизации рабочего процесса сейчас внедряется в большинстве компаний, предоставляющих услуги такси.

Бухгалтерам компаний, рассчитывающим расходы командировочным, следует помнить о подпункте 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса и письме Минфина от 13 апреля 2007 года. Эти документы гласят, что расходы на такси работодатель должен включать в состав общих расходов.

Как не остаться в накладе пассажиру

Многие пассажиры не понаслышке знают о проблемах, которые могут возникнуть, если таксист не выдаст подтверждающие проезд документы. В этом случае работодатель не возместит деньги, потраченные на переезды. К примеру, это относится к тем людям, которые регулярно ездят в командировки, а соответственно пользуются услугами частных извозчиков. Причем раньше действительно многие таксисты просто физически не могли предоставить чеки за оказанные и оплаченные услуги. Но теперь все эти процедуры осуществляются элементарно — посредством рассчетно-кассового аппарата.

Транспорт и реклама

Как правило, все перевозчики имеют пару-тройку контрактов с организациями, занимающимися рекламой. Стандартный срок контракта на использование бортовой рекламы — полгода, минимальный — три месяца. Впрочем, основной недостаток здесь не в длительности контрактов. Главная напасть, достающая всех рекламодателей, — это грязь. Подтеки и разводы могут изменить изначально красивую картинку до неузнаваемости, что, конечно, не способствует благоприятному восприятию брэнда. Кроме того, грязь может залепить важную информацию, которую компании пытаются донести до потребителей, — номера телефонов или адреса магазинов. Особенно это характерно для маршрутных такси. Поэтому все эти моменты обязательно нужно учитывать при разработке макета бортовой рекламы, чтобы потом у компании-перевозчика не было претензий со стороны заказчиков-рекламодателей.

А если ДТП?

Самой важной частью работы бухгалтерского корпуса считаются основные средства — то есть транспорт. Аварии, ремонт, амортизация. Все эти проблемы, как правило, приходится решать оперативно. И желательно не в ущерб организации.

В случае ДТП, безусловно, какой-то ремонт возмещают страховщики, если виновен не водитель такси. Но чаще для того, чтобы транспортное средство не простаивало в ожидании косметического ремонта, приходится чинить железных коней за свой счет, списывая расходы под другим соусом, например, под видом амортизации. Хотя, как известно, амортизация — процесс длительный, и списание средств по этой графе — дело даже не нескольких месяцев, а лет. Как лучше поступать в случае ЧП — выбор руководителя транспортной компании. И здесь, как говорится, любишь кататься — люби и катайся.

На государственных рельсах

О специфике работы в своей компании рассказала главный бухгалтер «Мострансавто» Лидия Бессонова.

— В 1992 году «Мострансавто» перешло из государственной собственности в областную, следовательно, сократилась финансовая поддержка. Да и помимо государственного перевозчика появилось большое количество частных. Поэтому в этих изменившихся условиях нам пришлось тоже выходить на рынок коммерческих перевозок, и теперь мы осуществляем и коммерческие перевозки, и заказные, и грузовые, и, конечно, непосредственно пассажирские.

Самые востребованные у пассажиров маршруты — пригородные. Большим спросом пользуются направления, соединяющие крупные города Московской области с Москвой. Вместе с тем основная часть населения Московского региона живет в городах, поэтому перевозка людей по внутригородским маршрутам — одно из основных направлений деятельности ГУП МО «Мострансавто». Перевозки по этим направлениям могут быть как социальными (в режиме транспорта общего пользования, с предоставлением всех льгот по оплате проезда), так и договорными (коммерческими). Есть у нас и так называемая иная деятельность, например, строительство. Ведь автотранспорт нужно где-то содержать, а пассажиры должны чувствовать себя комфортно в ожидании своего автобуса. Отсюда — строительство вокзалов. Причем превыше всего мы ценим комфорт людей, чтобы им удобно было дожидаться транспорта. Ведь раньше об этом вообще не думали.

— А что еще на балансе «Мострансавто»?

— Поскольку мы очень дорожим нашими сотрудниками, то стараемся, чтобы не только условия работы были хорошими, но и условия отдыха. Семьи шоферов, кондукторов и других работников предприятия тоже чувствуют нашу заботу: дети ходят в ведомственный детский сад, летом отдыхают в нашем детском лагере (который, кстати, считается одним из лучших в Московской области). Наши сотрудники поправляют свое здоровье в санатории.

— Каковы же особенности учета в транспортной организации?

— Особенности учета в организации, подобно нашей, в том, что у «Мострансавто» разветвленная филиальная сеть по всему Подмосковью, и это создает определенные нюансы при сведении общей отчетности. Бухгалтеры подразделений присылают ее нам, а мы проверяем уже здесь. Объем документов, конечно, колоссальный. Но с переходом на электронку процесс сдачи отчетности, безусловно, намного упростился. Единственное, что пока доставляет нам некоторые неудобства в этом отношении, — не до конца компьютеризированный учет.

Число тех, кто имеет право на льготный проезд в автотранспорте, с января 2005 года значительно сократилось. Однако и сегодня проезд на городских и пригородных маршрутах могут не оплачивать более 20 категорий граждан.

Главное — люди

Есть еще и такая вещь как человеческий фактор, который ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. В автобусах работают кондукторы, водители, и подчас соблазн не оторвать пассажиру билетик бывает велик. Да и сами пассажиры порой провоцируют работников транспорта на нарушения: иной раз какая-нибудь бабушка откажется от билетика — мне, мол, всего одну остановку проехать, мне билет не нужен. Но есть и система контроля за такими нарушениями. Сотрудникам дается задание: какое количество выручки они должны привезти, подсчитывается количество проданных билетов и денежная сумма от их продажи. Ведь от этого напрямую зависит сумма премиальных водителя и кондуктора, которые, к слову сказать, превышают оклад. Так что им невыгодно обманывать свое предприятие. Плюс ко всему наши сотрудники заботятся о комфортности пассажиров, ведь это залог того, что в следующий раз человек обратится именно в «Мострансавто».

В числе положительных моментов своей работы Лидия Васильевна отметила, что работа в бухгалтерии транспортной сферы дает бесценный опыт, который впоследствии может пригодиться и в любой другой отрасли. Этот же опыт помогает ей общаться с налоговой в спорных моментах. Ведь, по словам главного бухгалтера «Мострансавто», не ошибается только тот, кто ничего не делает:

— И мы, бывает, допускаем ошибки, что поделать — все люди, и нет идеальных среди нас. Главное — вовремя заметить ошибку и исправить ее. Я работаю в транспортной сфере уже 30 лет и за это время много с чем сталкивалась. Однако бывают такие моменты, когда я в затруднении по поводу тех или иных нормативных документов. Тогда я отправляю запросы в различные налоговые инстанции, разбираюсь в проблеме.

К примеру, иногда возникают сложности с так называемыми льготниками. За них ведь платит государство, но мы обязательно должны учитывать эти денежные поступления в своих документах. Для нас разницы нет, из чьего кармана поступила оплата наших услуг — из государственного или частного, а вот налоговая считает, что эти средства должны учитываться отдельно.

Вообще, говоря о действующем налоговом законодательстве, трудно удержаться от критики. Очень много недоработок, «сырых» нормативных документов. В таких условиях работать всегда непросто. Но мы стараемся и чаще всего небезуспешно.

Вечером, с удобством разместившись в уютном салоне чистенького новенького автобуса с надписью «Мострансавто», я подумала, что моей сегодняшней комфортабельной поездке я и другие пассажиры во многом обязаны бухгалтерскому отделу перевозчика.

Ирина МЕЛЕХОВА, Татьяна ИЩЕНКО

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное