Покупаем основные средства в рассрочку

Покупаем основные средства в рассрочку

15.11.2006

Для «упрощенцев» приобретение имущества может обернуться проблемами налогового характера. Виной тому противоречивые послания сотрудников главного финансового ведомства нашей страны.

Если компания применяет упрощенную систему налогообложения, то уменьшить доходы на стоимость приобретенного имущества она может, выполнив определенные условия. Основное средство должно быть введено в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346. 16 НК РФ) и оплачено (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В какой момент фирма может учесть в расходах стоимость приобретенного имущества, если оплачивает его частями?

Мнение чиновников

Как сообщали работники Минфина, нельзя относить на расходы частичную оплату основного средства. Доходы можно уменьшить только после полного расчета с поставщиком. Такие затраты можно списывать ежеквартально равными долями в течение налогового периода, начиная с квартала, в котором завершена оплата (письмо от 16 мая 2006 г. № 03-11-04/2/108).

Финансовые работники исходили из того, что согласно правилам бухгалтерского учета основные средства принимают к учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Из этого они сделали вывод, что формируется эта величина после того, как будет полностью погашена задолженность перед поставщиком. Более того, сотрудники Минфина России указали, что если компания списывала стоимость приобретенного имущества на расходы частями по мере оплаты, она должна пересчитать единый налог.

Что касается работников налоговой службы, то они занимают аналогичную позицию (письма УМНС России по г. Москве от 5 мая 2004 г. № 21-09/30191, от 22 января 2004 г. № 21-09/04560, от 31 марта 2006 г. № 18-11/ 3/25186).

Что говорят судьи

А вот арбитры высказывают мнение, противоположное тому, что изложено в письмах чиновников. С точки зрения судей, налоговые инспекторы расширяют толкование Налогового кодекса. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14 апреля 2006 г. по делу № А56-33095/ 2005 говорится, что неправомерно применять ПБУ 6/01 для определения суммы расходов на приобретение основных средств при исчислении единого налога. Данное положение регулирует порядок учета хозяйственных операций с основными средствами для целей бухгалтерского учета, а не налогообложения. Порядок исчисления налогов определяется Налоговым кодексом. В силу пункта 5 статьи 3 этого документа ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, установленные в ином порядке, чем определено Налоговым кодексом.

В итоге судьи пришли к выводу, что фирма правильно уменьшила доходы на сумму частичной оплаты по приобретенному основному средству. Такое же решение приняли арбитры и в другом деле (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2006 г. по делу № А56-33097/2005).

Новый поворот

Видимо позиция служителей Фемиды повлияла и на работников финансового фронта. Так, 26 июня 2006 года было выпущено письмо № 03-11-04/2/129. В нем, как это ни странно, минфиновцы указали, что: «стоимость основных средств, приобретенных и введенных в эксплуатацию, оплата которых осуществляется в рассрочку, может учитываться при определении налоговой базы в течение отчетных (налоговых) периодов равными долями по мере их оплаты».

Как видите, чиновники пока не могут прийти к единому мнению. Поэтому, компаниям придется самим решать, что делать в данной ситуации. Но если дело дойдет до суда, одним из оправдательных аргументов может стать вышеуказанное письмо. Кроме того, фирмы освобождаются от ответственности, если они выполняли письменные разъяснения чиновников (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Если вам импонирует позиция, изложенная в письме № 03-11-04/2/129, то порядок списания основных средств будет следующим.

Пример 1

ООО «Весна» 14 марта 2006 года приобрело основное средство за 300 000 руб. и ввело его в эксплуатацию. По условиям договора предусмотрена рассрочка платежа. Половину стоимости объекта фирма перечислила в день покупки, оставшуюся часть – в мае 2006 года. Половина стоимости основного средства, оплаченная в марте (150 000 руб.), будет списываться равномерно в течение I, II, III и IV кварталов. А вторая половина, оплаченная в мае, в течение трех кварталов: II, III и IV.

Фирме необходимо правильно оформить документы, подтверждающие приобретение основных средств. В частности, для учета операций приема-передачи объектов применяют форму № ОС-1 или № ОС-1а. Кроме того, на каждый объект должна оформляться «Инвентарная карточка учета основных средств» (форма № ОС-6). Эти бланки утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

А теперь рассмотрим отражение операций по приобретению основных средств в рассрочку в бухгалтерском учете.

Пример 2

ООО «Ясень» в октябре 2006 года приобрело по договору поставки автомобиль стоимостью 354 000 руб. (в том числе НДС – 54 000 руб.). Согласно договору, организация оплачивает автомобиль двумя равными частями: первый платеж – в октябре, второй – в декабре 2006 года.

Бухгалтер ООО «Ясень» сделает следующие записи:

В октябре:

Дебет 08-4 Кредит 60

– 300 000 руб. – принят к учету автомобиль;

Дебет 19 Кредит 60

– 54 000 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 08-4 Кредит 19

– 54 000 руб. – сумма НДС, предъявленная поставщиком, включена в фактические затраты, связанные с приобретением автомобиля;

Дебет 60 Кредит 51

– 177 000 руб. – перечислена поставщику половина стоимости автомобиля;

В декабре:

Дебет 60 Кредит 51

– 177 000 руб. – произведена окончательная оплата автомобиля.

это важно

«Упрощенцам», которые включили стоимость основного средства в расходы, а затем продали его, придется пересчитать единый налог. Делать этого не надо, если с момента учета расходов на приобретение объекта до даты реализации истекло три года. Когда объект имеет срок полезного использования более 15 лет, должно пройти 10 лет (п. 3 ст. 346. 16 НК РФ).

Кварталы
50 процентов стоимости основных средств, оплаченных в марте, руб.
50 процентов стоимости основных средств, оплаченных в мае, руб.
Итого за квартал, руб
Нарастающим итогом с начала года, руб.
I квартал
37 500

37 500
37 500
II квартал
37 500
50 000
87 500
125 000
III квартал
37 500
50 000
87 500
212 500
IV квартал
37 500
50 000
87 500
300 000
Итого:
150 000
150 000
300 000
300 000

А. Бунина, аудитор

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное