Всем в ответ говорю -- нет!

Всем в ответ говорю -- нет!

28.09.2006

Каждый работник бухгалтерии ежедневно сталкивается с какими-либо просьбами руководства или коллег. Сказать решительное «нет» получается далеко не всегда и не у всех. Однако отказ — необходимая часть нашего жизненного опыта. Как и когда надо ответить отказом и сказать твердое «нет»? Этим с «Московским бухгалтером» поделилась на своем тренинге консультант Татьяна Курдюмова.

Отказать — значит обидеть

В бухгалтерии знают вас как человека мягкого и отзывчивого. А вы замечаете, что сослуживцы стали все чаще обращаться к вам с различными вопросами. Вы поддаетесь на манипуляции сослуживцев и, к сожалению, не чувствуете в себе сил им отказать. Умение это делать грамотно — основа не только хороших отношений в коллективе, но и вашего нормального самочувствия. Недаром «умение говорить нет» является немаловажной составляющей эффективного управления временем. К сожалению, стереотип «Отказать — значит обидеть» прочно живет в вашем сознании. Вы пробовали отказывать, но коллеги не воспринимали ваши решения всерьез или обижались на вас? Вот самые распространенные ошибки:

Первая — вы на самом деле, в глубине души, не считаете себя вправе отказать. В результате ваш внутренний невысказанный самим себе вопрос «Имею ли я право?» виден собеседнику, как «заячьи уши». И вместо того чтобы принять ваш отказ как должное, он продолжает упрашивать и уговаривать, и вы уже не можете отказать. Решение — разрешите себе отказывать.

Вторая — это невнятно сформулированный отказ. Часто из-за того, что вы не разделяете человеческие отношения и деловые. Или вы вообще никогда не говорили «нет», уходя от ответа разными другими способами. Порой просто избегали общения с просителем. За фразами типа «Я подумаю», «Возможно, но не сейчас» долго прятаться будет невозможно. Такие расплывчатые формулировки заставят собеседника продолжить разговор. Он может поинтересоваться, сколько времени вам надо на обдумывание или когда можно зайти в следующий раз. Если вами все равно уже принято отрицательное решение, то рано или поздно необходимо будет о нем сказать.

Третья — отказ звучит слишком резко. У собеседника как раз срабатывает стереотип «Отказать — значит обидеть». Вы наверняка встречали людей, которые сначала отказывают в вашей просьбе. И конечно, это вызывает у вас не самые приятные эмоции. Но через какое-то время они возвращаются сами к вашей просьбе и в результате выполняют ее. Чаще всего это гиперответственные люди. Они не могут принять вашу просьбу до тех пор, пока не будут уверены на сто процентов, что смогут ее выполнить.

Четвертая — вы не умеете находить компромиссное решение. Например: потребность подчиненного можно удовлетворить и без положительного ответа. На просьбу сотрудника о повышении зарплаты можно предложить расширить круг его обязанностей (в этом случае вы увеличите и вознаграждение). Не стоит также исключать, что компромисс принесет пользу всей фирме.

И пятая — вы уже неоднократно говорили «да», но выполнять просьбу и не собирались. В данном случае может пострадать ваша репутация. А кроме того, вы испортите отношения с человеком.

Прямолинейный отказ

Постарайтесь не поддаваться влиянию других людей. Отвечать необходимо вежливым, но четким отказом. Ведь это исключительно ваше решение. Так, на просьбу сослуживца о займе денег вы вполне можете ответить: «Нет, я никогда не даю денег в долг». Примерно такой ответ удобно использовать в тех случаях, когда нет желания раскрывать истинные причины. Если отношения с коллегой приятельские, то можно объяснить, что на эту сумму у вас были свои планы. Но совершенно не стоит сопровождать свой отказ оправданиями или говорить это извиняющимся тоном. Запомните — вы никому ничего не должны!

У вас также есть возможность смягчить свой ответ. Например: «Я понимаю, что для тебя это очень важно, но, к сожалению, не могу этого сделать». Это так называемое «рефлексивное нет».

«Нет» в ассортименте

Отказывая в просьбе своему руководству, необходимо свой ответ мотивировать. Используйте «обоснованное нет»: «Я не смогу подготовить вам эту информацию, потому что в ближайшие два дня буду занята квартальной отчетностью».

К сожалению, бывают такие случаи, когда приоритеты руководителя не совпадают с вашими и директор не хочет ничего слушать. Тогда стоит использовать «дипломатичное нет». В этом случае можно не отвечать ему открытым отказом, а искренне пригласить к обсуждению, выяснить, как можно помочь реально. Такой подход эффективен, если вы готовы что-то сделать, но условия вас не устраивают.

Также существует вариант «отсроченного нет» — попросите время на раздумья и тщательно все взвесьте. Отказ должен быть вежливым, решительным, кратким и конкретным. Можно предложить начальству несколько выходов из ситуации. Например, перепоручить работу коллеге, который сейчас не так загружен, или разбить на несколько человек, а то и вовсе от нее отказаться.

Еще можно использовать и компромиссный вариант или «нет наполовину». Говорите, что в принципе могли бы выполнить просьбу, но при условиях, которые удобны вам. Этот отказ результативен в том случае, если человек искренне готов выполнить просьбу, но на других условиях. Например: «Сегодня я не могу это сделать, завтра — пожалуйста».

Рецепты от страха

Хуже обстоит дело, если вы боитесь своего босса. И такое «заболевание», как страх, необходимо лечить. Панацеи, конечно, не существует, но есть рекомендации, которые смогут помочь.

Первое, что следует сделать: перед тем как на любую просьбу руководителя ответить «да», задержите немного дыхание (пусть даже на несколько секунд). Такой прием даст время продумать ситуацию и выбрать оптимальную фразу для отказа.

Еще один достаточно эффективный способ: каждый раз спрашивать себя: «Какова моя цель? Какой результат я хочу получить в этой ситуации? Для чего нужно спорить и отстаивать свою позицию?» Тогда станет ясно, чего вы хотите достичь и почему необходимо отстаивать собственную точку зрения.

— В женском коллективе руководитель-женщина, как правило, либо ограждает себя от всяческих близких отношений с подчиненными, либо бывает в роли «матушки», — поясняет психолог Юрий Смирнов. — Во втором варианте — она действительно готова в любое время вникать в просьбы сослуживцев, помогать, спасать, отчитывать и делать какую-то работу за своих сотрудников. Но есть и оборотная сторона: она ждет, что и ее просьбы должны быть уважены тут же, немедленно. Это закономерность: когда человек много дает, он хочет много и получать! На этой почве в бухгалтерии фирмы может возникнуть недосказанность между главбухом и рядовыми сотрудниками, а отсюда и напряженная ситуация. Ведь кто-то из них может уметь отказывать другим. Самое тяжелое — научиться говорить «нет» самому себе. Если это получится, все остальное не составит труда.

Проверьте себя на уверенность

Неумение сказать «нет» часто приводит к довольно сложным и неприятным ситуациям, потому что в результате можно взять на себя невыполнимые обязательства. Например, дать согласие на работу, которая не по силам, а в конечном счете — подвести других людей. Попробуйте себя проанализировать на нескольких приведенных примерах.

Во-первых, внутренняя решимость. Это безусловная предпосылка всякого успешно-го самоутверждения. Необходимо для себя решить, что в данный момент именно это предложение или требование вы намерены отклонить. Скажите сначала себе: «Нет, я не буду. И сейчас озвучу это». Здесь необхо-дим внутренний настрой к отказу. Если вы для себя не определили, стоит ли сказать «нет», то партнер это наверняка почувствует и решит, что вы «ломаетесь» или набиваете себе цену.

Во-вторых, скажите «нет», используя личностное отношение: например, «Мне не подходит», «Меня не устраивает», «Мне не нужно», «Я это делать не буду». Использовать местоимение «я» вместо неопределенных формулировок — это один из основных признаков уверенного поведения.

В-третьих, вспомните классиков мировой литературы — научитесь держать паузу. Иногда грамотно подвешенная пауза в сочетании с соответствующим выражением лица (сомнение, недоумение) может привести к тому, что человек сам поймет: его просьба неуместна или несвоевременна. Дайте понять собеседнику, что его услышали: «Я вас внимательно выслушала и поняла, что...»; «Это — новая для меня информация...», и тут переходите к шагу первому — «Но я это делать не буду, потому что...».

Намеренно или случайно ваш партнер может использовать один из приемов манипуляций, например, провокацию неуверенностью: «Но я же сам с этим не справлюсь»; «Без тебя я не смогу закончить эту работу...». Или такой, как агрессия: «Ах так!... Тогда я тебе...»; «Вы упускаете свой шанс...»

Это так называемое скрытое запугивание. На провокации реагировать не надо. Их надо пережидать и выслушивать, даже если они будут сменять друг друга. Есть несколько необходимых правил в таких случаях: не возражайте; не задавайте вопросов; не вступайте в дискуссии. Просто говорите «нет».

ОТКАЗ ОТКАЗУ РОЗНЬ

— На специализированных тренингах для бухгалтеров участники часто говорят мне: «Если я откажусь выполнить просьбу руководителя другого подразделения — он потом не поможет мне».

Большинство просьб, на которые мы отвечаем отказом, связаны с тем, что помощь нужна немедленно, а у нас уже есть какие-то срочные дела. Я всегда рекомендую выстраивать работу и отношения таким образом, чтобы срочных вопросов не возникало, — советует руководитель проекта «БУХТренинг.RU» бизнес-тренер Татьяна Курдюмова. — Постарайтесь прогнозировать необходимость участия других людей и предупреждайте их об этом заранее. Подумайте — будете ли вы просить кого-то что-то сделать, если знаете, что он физически не может выполнить вашу просьбу. Например, если руководитель отдела продаж находится в командировке, разве можно от него требовать, чтобы он к вечеру подготовил список клиентов-должников? И разве будете обижаться, если вам откажут в этой просьбе? «Горящий баланс» — это такая же «командировка», только не физическая, а интеллектуальная.

Кстати, ощущение, что «если я не откажу ему сегодня — он не откажет мне завтра», — это иллюзия. Решение человек принимает все-таки не на основе своих долгов, а на почве взаимоотношений и характерной для данного человека предрасположенности к помощи.

Ольга Гринь

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA