«Как отчитаться за маркетинг...»

«Как отчитаться за маркетинг...»

17.04.2006

Ни одно решение в сфере бизнеса нельзя принимать без всестороннего анализа. Главные цели типичной торговой фирмы – изучить рынок и занять определенную нишу на нем, найти «своего» потребителя. Достичь их можно при помощи маркетингового исследования.

От того, насколько грамотно оно будет проведено, зависит не только размер будущей прибыли фирмы, но и само ее существование. Ведь перечень наиболее распространенных ошибок недавно созданных торговых фирм таков:

  • их товарные предложения не соответствуют спросу со стороны клиентов;
  • они не отслеживают изменения в потребностях покупателей;
  • компании не в состоянии занять свою нишу на рынке.

Если маркетинговые исследования проводит сторонняя компания, с ней необходимо заключить договор о возмездных услугах. Такие соглашения регулирует статья 39 Гражданского кодекса. Когда договор будет выполнен, нужно составить акт.

Что требуют инспекторы

1. Договор. Причем в нем нужно четко сформулировать цели и прописать конкретные направления исследования. Например, фирма может планировать:

  • изучить спрос на товары и услуги;
  • определить типы потребителей (возраст, социальный статус, размер доходов);
  • провести анализ региональных рынков и т. д.

В договоре немаловажно обозначить территорию, на которой будут проходить исследования, и их сроки. Допустим, фирма – производитель печатной продукции – заключает договор о маркетинговых услугах. Его текст может включать такую фразу: «Исполнитель принимает на себя обязательства по сбору и систематизации информации о текущей конъюнктуре региональных рынков (Московская, Тверская, Ивановская области) производителей печатной продукции».

2. Акт о выполнении работ. В нем нужно четко прописать название и содержание маркетинговых услуг. Кроме того, обязательно следует указать их стоимость.

3. Счет-фактуру.

4. Отчет о проведенных исследованиях. Результаты могут быть представлены в форме текста, схем, графиков, таблиц, а также других документов и материалов.

Позиция судей

В арбитражной практике по вопросам учета затрат на маркетинговые исследования можно выделить общие моменты. Так, инспекторы чаще всего полагают, что компания:

  • необоснованно отнесла на налоговые расходы затраты на услуги сторонних фирм, в то время как у нее была собственная служба маркетинга;
  • не доказала производственный характер трат на исследования.

В свою очередь, суды, рассматривая споры о таких расходах, особенно тщательно:

  • анализируют текст договора о маркетинговых услугах;
  • исследуют доказательства, которые подтверждают исполнение данного договора, например техническое задание заказчика или отчет исполнителя;
  • оценивают, в какой мере содержание и объем выполненных работ соответствуют условиям договора и заданию заказчика.

Елена Титова, главный бухгалтер ООО «РеалЭкспо Сервис»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное