Бюрократическая паутина добралась до банков

Бюрократическая паутина добралась до банков

09.11.2005

Центробанк не объяснил банкирам, как именно оформлять операции по заверению подписей клиентов. К объяснениям и доводам бухгалтеров банковские работники прислушиваться не хотят и предпочитают извлекать доход из простой операции.

«Генерал» без права подписи

Проблема, о которой поведал Михаил Белов, главный бухгалтер санкт-петербургской фирмы, на первый взгляд выглядела безнадежной. Сначала нотариус, а потом и банковский специалист отказались заверять подпись недавно назначенного гендиректора фирмы по той причине, что его выбрали новые участники общества.

В нашей редакции уже наслышаны о том, что при смене генерального директора банки требуют нотариально заверенную копию свидетельства о внесении изменений, не связанных с изменениями в учредительные документы. Поэтому мы поинтересовались у Михаила, зарегистрировал ли он смену генеральных директоров общества в налоговой инспекции. Оказалось, что нет: там сначала кто-то заболел, потом кто-то ушел в отпуск. По словам Михаила, «регистрирующий орган» до сих пор не удосужился внести в госреестр даже изменения по новым участникам общества. Но, по его мнению, ни нотариус, ни банк не правы в своих отсылках к пункту 3 статьи 52 Гражданского кодекса. В нем определено, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. И хотя смена генерального директора никаких изменений в учредительных документах за собой не влечет, логика банковских клерков и нотариусов понятна: протокол о назначении «генерала» с точки зрения «третьих лиц» подписан не уполномоченными на то людьми.

С точки зрения Михаила, норму Гражданского кодекса в данном случае нужно рассматривать как общую. Общая норма установлена и пунктом 4 статьи 12 закона об обществах с ограниченной ответственностью (содержание идентично п. 3 ст. 52 ГК), специальную же устанавливает пункт 6 статьи 21 этого закона.

В «спецпункте» сказано, что приобретатели долей в уставном капитале становятся участниками общества со всеми вытекающими последствиями отнюдь не после госрегистрации изменений в уставе. Это происходит непосредственно после письменного уведомления общества о сделке по приобретению долей. «Вряд ли законодатель предполагал “паралич” фирмы на срок не менее шести дней, если считать один день на подачу документов для регистрации и пять дней на саму регистрацию», – заключил Михаил.

В банке – не проще

Другую историю рассказала Анна Смирнова, наша читательница из Тюмени. Она решила, что в банке заверить подписи будет гораздо проще, чем у нотариуса, тем более что это совершенно нормальная практика. Не насторожил ее даже тот факт, что в отделении банка, где ее фирма собиралась открывать счет, ответили отказом, сославшись на то, что у них нет штатного главбуха. «Откройте счет в другом ближайшем отделении, а потом переведетесь к нам», – посоветовали ей. В другом отделении тоже отказали, сказав, что клиенты идут потоком и недосуг тратить время на фирму, которая переведется в другое отделение.

В Ане проснулся спортивный интерес, и она позвонила управляющему. Тот наконец сказал, в каком из отделений найти главбуха, который заверит карточку. Анна отправилась в банк, названный управляющим. Но оказалось, что без присутствия генерального директора оформить банковскую карточку невозможно. Главный бухгалтер банка ответила ей отказом, мотивировав его тем, что документы сначала должны пройти специальную проверку. Без «отмашки» контролеров главбух не могла быть уверенной, что расчетный счет будет открыт, а значит, и внести запись в специальную книгу о заверении подписей она тоже не могла.

Обычно клерки нигде не фиксируют записи о заверении подписи, но в этом банке все было по-другому. Дело в том, что своим указанием № 1297-У Центробанк разрешил банкам заверять подписи клиентов, но не разъяснил как. Руководство банка, в который обратилась Анна, решило взять пример с нотариусов. Для этого в банке завели журнал регистраций и стали брать деньги за подписи – 240 рублей за заверение одного автографа.

Такое «ноу-хау» банков добавило бухгалтерам хлопот. Мало того, что дополнительные услуги банков облагаются НДС, так еще, неоплаченные до конца месяца, они образуют неполученную выгоду. Подписи Анны и ее директора банковский главбух заверила 29 октября (четверг), но попросила подождать с открытием счета до понедельника. Впрочем, Анне было уже все равно. Она мечтала только об одном: поскорее установить интернет-банкинг, чтобы иметь возможность как можно реже общаться с банковскими бюрократами вживую.

Случай с Анной вовсе не из ряда вон выходящий. По словам начальника операционного департамента Всероссийского банка развития регионов Светланы Черничкиной, каждый банк сам для себя решает, как именно осуществлять процесс заверения подписей и брать ли за это деньги. «Руководство банка назначает уполномоченных лиц, разрабатывает правила проверки документов, утверждает расценки, если эта услуга в банке платная. А так как, заверяя подписи, банки фактически берут на себя ответственность за достоверность сведений о бухгалтере и директоре и их полномочий, то вполне понятно их желание подстраховаться и тщательно их проверить. Но вопрос о том, брать ли за эту услугу деньги и как строго проверять будущих клиентов, конкретный банк решает на свое усмотрение», – отметила г-жа Черничкина.

Досадные мелочи

«Забавный» случай произошел в Самаре. Название фирмы, напечатанное в уставе, выглядело так: «ВЕНЧУР КОНСАЛТ». Налоговая же выдала регистрационное свидетельство на «Венчур Консалт». Три года венчурная фирма не испытывала никаких проблем, пока не пришлось открывать еще один расчетный счет. «Срочно меняйте устав», – заявил юрист банка. Пришлось искать другой банк, где не придирались бы к размеру букв.

Ненужная перестраховка

Прокомментировать ситуацию, с которой столкнулась фирма Михаила Белова, мы попросили Виктора Сазонова, юриста одного из банков. «Выписка из ЕГРЮЛ – по сути своей всего лишь бумажка, которая отражает, какая информация находится в госреестре на момент ее получения. Она делает статус участников публичным, то есть известным для третьих лиц, но ни в коем случае не является однозначным и единственным основанием для определения собственников долей. В ситуации с проблемной фирмой Михаила банк и нотариус просто решили перестраховаться. Никому не понравится, если клиент принесет старую редакцию устава, подписанную старыми участниками и протокол о назначении генерального директора, подписанный новыми. Нужно с самого начала принести, дополнительно к протоколу о назначении директора, договоры на приобретение долей, уведомления обществу, а также письмо банку. Клерки должны знать, что старый директор больше не вправе ставить подпись на платежных документах. Возможно, такой простой факт упорядочит мысли слишком въедливых сотрудников банка», – дал дельный совет Виктор.

Разрешили, но не объяснили

Как нам сообщили в департаменте внешних и общественных связей Центробанка, российские банки должны оформлять карточки с образцами подписей и печатей по правилам, установленным в указании Центробанка от 21 июня 2003 г. № 1297-У. В нем прописаны обязательные требования к оформлению, которые должны соблюдать все без исключения кредитные организации.

А вот о том, как организовать саму процедуру оформления карточек, в указании ничего не сказано. Ее банки самостоятельно прописывают в своих внутренних документах. Как и то, должны ли банки брать деньги за заверение подписей или нет.

Тамара ГРОНЬ

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное