Александр Косов: Изменятся более 100 статей Таможенного кодекса

Александр Косов: Изменятся более 100 статей Таможенного кодекса

21.09.2005

Новый Таможенный кодекс действует уже более полутора лет. За это время стало ясно, что ряд его норм требует реформирования. О предстоящих изменениях «Консультанту» рассказал Александр Косов, начальник отдела правовой информатизации правового управления Федеральной таможенной службы

– Федеральная таможенная служба готовит поправки в Таможенный кодекс. Скорректировать предполагается большое количество статей. Это будут технические правки или изменения по сути?

– Все поправки, которые в настоящее время внесены в Таможенный кодекс, связаны с изменениями в иных отраслях законодательства. Их основной целью не было реформирование кодекса. Позиция Федеральной таможенной службы заключается в том, чтобы определить, какие изменения необходимы Таможенному кодексу. А для этого нужно наработать определенную практику его применения и выявить ряд проблемных моментов. Сейчас эта работа достигла определенного качественного уровня, результатом чего и стал проект закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации». Таможенной службой предложено более 130 поправок, в числе которых введение 15–17 новых статей.

– Александр Анатольевич, о каких новых статьях идет речь? И на решение каких задач будут направлены предлагаемые изменения?

– Критическому анализу подвергнуты все нововведения Таможенного кодекса. Ведь многие компромиссы, на которые правительство согласилось при его принятии, несколько чрезмерны. В некоторых моментах таможенный контроль требует усиления.

Также есть изменения, устраняющие нестыковки с налоговым законодательством. Как известно, с 1 января 2005 года таможенные пошлины и сборы были исключены из перечня налогов и сборов Налогового кодекса. Поэтому механизмы их взимания теперь нужно прописать в Таможенном кодексе.

Есть законодательные пробелы, связанные с ввозом товаров с территории Белоруссии, где в соответствии с международными договорами Российской Федерации таможенный контроль отменен. Остаются неурегулированными вопросы о статусе товаров при пересечении ими границы с Казахстаном. Там у нас вообще нет границы как таковой, она очень плохо обустроена. Очень много споров возникает по привлечению лиц к ответственности за контрабанду, когда товары выявляются не в тех местах, где они должны были проходить границу.

Но основной объем поправок касается уточнения таможенных правил. Это та задача, которая стояла еще перед реформированием старого Таможенного кодекса. Необходимо детально регламентировать все процедуры, чтобы на практике было меньше вопросов, как у таможенных органов, так и у других участников внешнеэкономической деятельности.

– Расскажите, пожалуйста, что изменится в процедуре транзита и декларирования грузов?

– Разрешение на внутренний таможенный транзит предлагается оформлять на специальном бланке, с которого можно будет сканировать внесенные изменения. Это позволит автоматизировать, а следовательно, и ускорить процесс обработки документов на границе. Отпадет надобность в механическом переносе сведений из товаросопроводительных документов, благодаря чему сократятся простои при транзите товаров. Сейчас некоторые коммерческие организации делают бизнес на проблеме оформления документов для внутреннего транзита. Они предлагают услуги по набору сведений в том формате, который определен таможенными органами. Возврат же к единому бланку позволит перевозчикам обойтись без их услуг. Что же касается декларирования, то здесь достаточно большой объем изменений.

– Например...

– Например, планируется уточнить полномочия декларанта. Более детально будет прописан механизм упрощенных процедур декларирования, определенных статьями 136 и 138. Кроме того, кодекс предлагается дополнить новой статьей о декларировании одним кодом товаров, которые перемещают несколькими партиями в разобранном виде. Словом, достаточно много поправок, заслуживающих обсуждения.

Предусмотрены корректировки и самой процедуры декларирования. В частности, предполагается облегчить внесение изменений в таможенную декларацию. Это, по мнению таможенников, должно устранить тупиковые ситуации с предварительным декларированием. Например, когда по прибытии товаров выявляются нестыковки в товарных позициях или в ассортименте. Сейчас в отношении декларирования Таможенный кодекс содержит много вопросов, на которые трудно, а подчас и невозможно найти ответы. Поэтому изменений планируется достаточно много. В основном они, еще раз подчеркну, направлены на уточнение нюансов и упрощение процедур, которые существуют сегодня.

– Александр Анатольевич, будет ли вводиться обязательная предотгрузочная инспекция?

– Предотгрузочная инспекция – это мера нетарифного регулирования. Она предусмотрена законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В Таможенном кодексе лишь определены инструменты, которые обеспечивают ее соблюдение. Детали же введения предотгрузочной инспекции будут определены соответствующим постановлением правительства. Такой проект, насколько мне известно, находится сейчас в процессе согласования.

– На практике много споров возникает между таможенными органами и экспортерами по поводу определения таможенной стоимости грузов. Вносятся ли изменения в кодекс по данному вопросу? Если да, то какие именно?

– Действительно, самое большое количество споров в таможенной сфере, находящихся в суде, касается именно вопросов определения таможенной стоимости. И процент проигрышей со стороны таможенных органов сейчас достиг такого уровня, что стал предметом обсуждения на одной из последних коллегий таможенной службы. В связи с этим предлагается внести ряд изменений в кодекс. Они главным образом коснутся процедуры заявления и определения таможенной стоимости. Также уточняются правила ее определения при изменении таможенного режима. Предложен механизм учета изменений состояния товара в результате аварии, форс-мажора, естественного износа или убыли.

Предлагается изменить распределение обязанностей между таможенным органом и декларантом по подтверждению достоверности и достаточности заявленных сведений о таможенной стоимости (ст. 323 ТК РФ).

Предполагается также распространить процедуру, применяемую в случае несогласия таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью, на постконтроль. То есть на проверки, которые проводятся таможенными органами уже после выпуска товаров в соответствии с заявленным режимом. На сегодняшний день этот вопрос не урегулирован, и практика его применения в регионах России различна.

– При подготовке изменений будет ли таможенное ведомство учитывать мнение деловых кругов?

– Все поправки, которые предлагал бизнес, рассматривались на разных площадках. В их обсуждении участвовали консультативный совет таможенной службы, экспертный совет при Комитете по налогам и сборам Госдумы. И ряд предложений, которые внесли представители бизнеса, вошли в пакет, подготовленный Федеральной таможенной службой. Более того, эти поправки уже после согласования с Минэкономразвития и Минфином предполагается вынести на обсуждение всех заинтересованных лиц. Опять же на тех площадках, которые я назвал. Кроме того, все поправки, подготовленные Федеральной таможенной службой, вероятно, будут вывешены и на ее официальном сайте. Здесь нет попытки келейного внесения изменений в кодекс. Позиция таможенников основана на том, чтобы согласовать как можно больше изменений со всеми заинтересованными сторонами таможенного процесса. По утверждению Федеральной таможенной службы, все поправки будут основаны на международных стандартах и правилах. Прежде всего на Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур.

– Много ли остается разногласий в российском таможенном законодательстве с международными нормами?

– В целом можно сказать, что Таможенный кодекс базируется именно на них. Есть, конечно же, вопросы в нюансах, отдельные моменты, которые требуют уточнения. Но в целом, по оценке Всемирной таможенной организации, российский кодекс отвечает всем требованиям и стандартам, которые есть в наиболее развитых государствах.

– Еще одним острым вопросом остается «серый» импорт. Будут ли в ходе реформы приняты новые решения по данной проблеме?

– «Серый» импорт – это комплекс проблем, связанных и с тарифной политикой, и с той системой контроля, которую сформировали таможенные органы. При этом решение заключается не только в совершенствовании таможенной системы. Не меньшую роль здесь играет и вопрос преемственности таможенного и налогового контроля. Зачастую если таможенные органы пропустили тот или иной товар, не задержали его на таможенной границе при оформлении, то дальше выявить его очень сложно. Это происходит в силу несовершенства действующего механизма государственного контроля. Взаимодействие таможенных и налоговых органов должно быть иным по качеству, нежели существующее на сегодняшний день. В части таможенного контроля также намечается ряд законодательных поправок. Но касаются они опять же детализации полномочий таможенных органов. Каких-то кардинальных изменений в системе таможенного контроля не планируется.

– Александр Анатольевич, хотелось бы уточнить, как скоро следует ожидать принятия данных поправок?

– В силу того положения, которое занимает таможенная служба в структуре органов исполнительной власти, нужно придерживаться определенного порядка рассмотрения поправок. Изначально их необходимо согласовать с Минэкономразвития и Минфином. Это должно быть сделано в ближайшее время, осенью. Затем предполагается, как я сказал, общественное обсуждение поправок. Оно, в частности, будет проходить на заседаниях экспертного совета, который возглавляет депутат Государственной думы Надежда Борисовна Азарова. Двери открыты для любых заинтересованных лиц, для любой организации или ассоциации. Учитывая большой объем поправок, сложно предугадать, сколько времени займет их обсуждение. Но, вероятнее всего, изменения вступят в силу не ранее 2007 года.

Беседовал эксперт «Консультанта» Ильдар Мавлияров

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное