Как перейти на упрощенную систему налогообложения

Как перейти на упрощенную систему налогообложения

16.10.2002

Недавно была принята очередная глава Налогового кодекса, посвященная упрощенной системе налогообложения. Хотя она начинает действовать только с 2003 года, подать документы для перехода на «упрощенку» надо уже сейчас. В статье мы расскажем, когда фирмам выгоднее работать по упрощенной системе и что для этого надо сделать.

Что такое "упрощенка"

Как работать по "упрощенке", написано в главе 26.2 Налогового кодекса

Упрощенная система налогообложения предназначена для малого бизнеса. Фирмы и предприниматели переходят на нее добровольно. Это позволяет им платить меньше налогов и сдавать меньше отчетов в инспекцию.

Какие налоги надо платить

Если фирма перешла на упрощенную систему, то она не платит:
— налог на прибыль;
— НДС;
— налог с продаж;
— налог на имущество;
— ЕСН.
Вместо них фирмы платят единый налог. Остальные налоги перечислять в бюджет нужно.
Обратите внимание: фирмы, применяющие "упрощенку", должны с зарплаты сотрудников платить взносы в Пенсионный фонд.

Как рассчитать единый налог

Единый налог можно рассчитать двумя способами:
— с доходов фирмы;
— с доходов, уменьшенных на расходы.
Вы сами выбираете, как будете рассчитывать единый налог. Выбранный вариант надо указать в заявлении о переходе на "упрощенку".

I способ
Единый налог с доходов рассчитайте так:

Доход от реализации товаров (работ, услуг) + Внереализационные доходы х 6% = Единый налог

II способ
Единый налог с доходов, уменьшенных на расходы, рассчитайте так.

Доход от реализации товаров (работ, услуг) + Внереализационные доходы — Расходы фирмы х 15% = Единый налог

Если этот налог, меньше одного процента от доходов фирмы, то в бюджет надо заплатить другую сумму:

Доход от реализации товаров (работ, услуг) + Внереализационные доходы х 1% = Единый налог

Кто не может применять "упрощенку"

На упрощенную систему не может перейти фирма, если:
— у нее есть филиалы и представительства;
— она производит подакцизные товары;
— она платит единый налог на вмененный доход;
— в уставном капитале доля других фирм больше 25 процентов.

Когда выгодно перейти на "упрощенку"

Как правило, фирмам выгоднее платить единый налог. Дело в том, что он заменяет основные платежи в бюджет (ЕСН, налог на прибыль, НДС). Но особенно большая экономия на налогах получается:

Ставку налога с продаж устанавливают власти региона

- если вы занимаетесь розничной торговлей. В этом случае вам приходится платить налог с продаж. В разных регионах он разный, но чаще всего ставка равна 5 процентам от выручки фирмы. Если вы будете платить единый налог с дохода, то его ставка составит 6 процентов. Однако вам не придется платить не только налог с продаж, но и ЕСН, НДС, налоги на прибыль и на имущество;
- если у вашей фирмы большая прибыль. С нее надо платить налог по ставке 24 процента. Если же перейти на "упрощенку", то ставка фактически снизится до 15 процентов.

Пример 1. ЗАО "Актив" торгует в розницу.
В 2003 году доход фирмы составил 1 890 000 руб. (в том числе НДС — 300 000 руб., налог с продаж — 90 000 руб.).
Покупная стоимость товаров — 960 000 руб. (в том числе НДС — 160 000 руб.). В 2003 году сотрудникам ЗАО "Актив" выплачена зарплата 200 000 руб.
Рассмотрим, что выгоднее: платить все налоги или работать по "упрощенке".
Фирма платит все налоги
В этом случае ЗАО "Актив" должно заплатить:
— ЕСН и взносы в Пенсионный фонд;
— НДС;
— налог с продаж;
— налог на прибыль.
ЕСН и взносы в Пенсионный фонд равны:
200 000 руб. х 35,6% = 71 200 руб.
Фирма может уменьшить НДС к уплате на сумму налога, которая перечислена поставщикам за товары (160 000 руб.). В результате в бюджет надо заплатить:
300 000 руб. — 160 000 руб. = 140 000 руб.
Налог с продаж равен 90 000 руб.
Прибыль фирмы составит:
(1 890 000 руб. — 90 000 руб. — 300 000 руб.) — (960 000 руб. — 160 000 руб.) — 200 000 руб. — 71 200 руб. = 428 800 руб.
Рассчитаем налог на прибыль:
428 800 руб. х 24% = 102 912 руб.
Всего ЗАО "Актив" заплатит в бюджет:
71 200 руб. + 140 000 руб. + 90 000 руб. + 102 912 руб. = 404 112 руб.
Если фирма работает по "упрощенке", то она может платить единый налог с доходов или с разницы между доходами и расходами.
Фирма платит единый налог с доходов
Сумма единого налога составит:
1 890 000 руб. х 6% = 113 400 руб.
Кроме того, с зарплаты сотрудников надо заплатить взносы в Пенсионный фонд:
200 000 руб. х 14% = 28 000 руб.
Всего ЗАО "Актив" заплатит:
113 400 руб. + 28 000 руб. = 141 400 руб.
Фирма платит единый налог с разницы между доходами и расходами
Сумма единого налога составит:
(1 890 000 руб. — 960 000 руб. — 200 000 руб. — 28 000 руб.) х 15% = 105 300 руб.
Всего ЗАО "Актив" заплатит:
105 300 руб. + 28 000 руб. = 133 300 руб.
Как видим, ЗАО "Актив" выгоднее применять "упрощенку". Причем единый налог лучше рассчитать с разницы между доходами и расходами. В этом случае фирма сэкономит:
404 112 руб. — 133 300 руб. = 270 812 руб.

Как перейти на "упрощенку"

Чтобы перейти на "упрощенку", надо:
— определить, имеете ли вы на это право. Для этого рассчитайте определенные показатели. Они не должны быть больше показателей, указанных в Налоговом кодексе;
— написать заявление.

Какие показатели надо рассчитать

Чтобы перейти на "упрощенку", надо определить:

Порядок расчета средней численности работников есть в постановлении Госкомстата от 7 декабря 1998 г. № 121

- среднюю численность работников. В фирме должно работать не более 100 человек;
- стоимость основных средств и нематериальных активов. Она должна быть меньше 100 млн рублей. В Налоговом кодексе не сказано, какую стоимость имущества нужно брать — первоначальную или остаточную. Однако в МНС нам сказали, что фирмы должны вести расчеты по остаточной стоимости;
- сумму выручки за девять месяцев 2002 года. Она должна быть меньше 11 млн рублей. Этот показатель рассчитывается без НДС и налога с продаж.
Обратите внимание: если по итогам 2002 года доход фирмы превысит 15 млн рублей, то она не сможет применять "упрощенку".

Пример 2. ООО "Пассив" торгует продуктами питания. В нем работают 15 человек. У фирмы есть:
— здание магазина. Его первоначальная стоимость составляет 500 000 руб., амортизация — 60 000 руб.;
— компьютер первоначальной стоимостью 20 000 руб., амортизация — 5000 руб.
За девять месяцев 2002 года фирма продала товаров на 12 600 000 руб. (в том числе НДС — 2 000 000 руб., налог с продаж — 600 000 руб.).
Чтобы определить, можно ли применять "упрощенку", бухгалтер ООО "Пассив" сделал такой расчет:
— средняя численность работников (15 человек) меньше величины, установленной Налоговым кодексом (100 человек);
— остаточная стоимость амортизируемого имущества равна:
(500 000 руб. — 60 000 руб.) + (20 000 руб. — 5000 руб.) = 455 000 руб.
Эта величина меньше 100 млн руб.;
— выручка фирмы за девять месяцев 2002 года равна:
12 600 000 руб. — 2 000 000 руб. — 600 000 руб. = 10 000 000 руб.
Это меньше величины, установленной Налоговым кодексом (11 млн руб.).
ООО "Пассив" по всем показателям удовлетворяет критериям, которые установлены Налоговым кодексом. С 2003 года фирма может перейти на упрощенную систему.

Как написать заявление

Заявление о переходе на "упрощенку" надо подать в налоговую инспекцию до 30 ноября

Заявление о переходе на "упрощенку" подайте в свою налоговую инспекцию. Сделайте это с 1 октября по 30 ноября.
В настоящее время специальной формы заявления нет. Но, по нашим данным, МНС ее разрабатывает. Как только она появится, мы о ней расскажем.
Налоговики могут не утвердить форму заявления о переходе на "упрощенку" до 1 октября. Тогда составьте его в произвольном порядке. Например, это может выглядеть так:

Руководителю инспекции МНС России
по г. Москве № 26
Курочкину Сергею Владимировичу
от директора ЗАО "Баланс" (ИНН 7726026598)
Григорьева Василия Ивановича

Заявление

На основании статьи 34613 Налогового кодекса РФ с 1 января 2003 года ЗАО "Баланс" переходит на упрощенную систему налогообложения.
За девять месяцев 2002 года у фирмы были следующие показатели деятельности:
— доход (без учета НДС и налога с продаж) — 500 000 рублей;
— средняя численность работников — 15 человек;
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов — 100 000 рублей.
У фирмы нет филиалов и представительств. Подакцизную продукцию не продаем. Уставный капитал состоит из вкладов граждан.
В 2003 году ЗАО "Баланс" будет рассчитывать единый налог с доходов фирмы.

Руководитель
/В.И. Григорьев/
Главный бухгалтер
/Ю.В. Смирнова/

Д. ВЕСЕЛОВ, аудитор
Материал опубликован в 9-м номере журнала "Практическая бухгалтерия"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное