Как бизнесу работать с самозанятыми?

07.05.2019 распечатать

Новый налоговый режим для самозанятых начал действовать с января. И хотя налог на профессиональный доход существует всего несколько месяцев, он показал себя как один из самых успешных фискальных проектов последних лет. О том, что нужно сделать компаниям, чтобы безопасно работать с самозанятыми, рассказала Александра Тюрина, старший юрист юридической фирмы «Гин и партнеры».

С 1 января 2019 года в четырех регионах страны (Москва, Московская область, Калужская область и Республика Татарстан) действует специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход (так называемый налог для самозанятых). Сбор введен Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ. Применять режим вправе физические лица и индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из указанных субъектов России (п. 1 ст. 2 Закона). Налог на самозанятых является экспериментом, и, если государство удовлетворяют его результаты, этот опыт распространят по всей стране. По данным премьер-министра Дмитрия Медведева, на начало апреля 2019 года на режим для самозанятых перешли уже более 50 000 человек. Это хорошие цифры, и они чиновникам нравятся.

Чтобы стать плательщиком налога на профессиональный доход, физическому лицу не нужно производить регистрацию в качестве ИП, достаточно подать заявление в ИФНС через мобильное приложение «Мой налог» (ст. 5 Закона).

Постановка на учет осуществляется не позднее шести дней с момента подачи заявления. Датой постановки на учет будет число направления в инспекцию соответствующего заявления. ИП также вправе перейти на указанную систему как при применении общей системы налогообложения, так и при применении специальных режимов (УСН, ЕНВД и т.д.), при этом совмещение указанных режимов не предусмотрено, то есть индивидуальные предприниматели должны отказаться от применения специальных режимов для перехода на НПД, в противном случае, постановка на учет будет аннулирована (п. п. 3–5 ст. 15 Закона).

Плательщиками налога могут быть физические лица, ведущие деятельность без работодателя, и ИП, не имеющие наемных работников, осуществляющие любую деятельность, кроме установленной подпунктами 1–7 пункта 2 статьи 4 Закона (речь идет о продаже подакцизных товаров, работе по договорам поручения, комиссии и др.), либо получающие доход от использования имущества, к примеру от сдачи в аренду квартиры. Общий размер такого дохода не должен превышать 2,4 млн рублей в год (подп. 8 п. 2 ст. 4 Закона).

Как «работает» налог

Объект налогообложения – это доходы россиянина от осуществления им деятельности / использования имущества, за исключением доходов от осуществления работы по трудовому договору, от продажи имущества / транспортных средств, реализации долей в уставном капитале и иной прибыли, установленной в пункте 2 статьи 6 Закона.

Норма освобождает физических лиц от уплаты НДФЛ, а ИП – от уплаты НДС. Вместо этих платежей устанавливаются льготные ставки налога с полученного дохода в размере 4% при работе с физическими лицами и 6% при работе с организациями и ИП (ст. 10 Закона).

Режим НПД не предусматривает представление деклараций. Уплата налога производится по итогам месяца на основании уведомления от инспекции, направленного через приложение «Мой налог», не позднее 25-го числа следующего месяца (ст. 11 Закона).

Кроме того, указанный режим не предполагает обязательную уплату страховых взносов, а ИП, перешедшие на данный режим, освобождаются от уплаты взносов на все время его применения.

Эти условия делают заключение договоров с самозанятыми значительно выгоднее для организации, чем прием в штат и оформление трудового договора, так как позволяют существенно сэкономить на страховых взносах (составляющих при работе по трудовому договору до 30% от фонда оплаты труда), а также освободиться от обязанностей налогового агента при уплате НДФЛ при работе с физическим лицом.

Надо сказать, что налоговые органы не дремлют и в Законе уже предусмотрено специальное ограничение: доход от бывшего работодателя не подпадает под доходы самозанятого в течение двух лет после увольнения (подп. 8 п. 2 ст. 6 Закона). Таким образом, перевести работника в самозанятые не получится, поскольку инспекция располагает всей информацией о трудовых отношениях специалиста. Однако вы можете заключить договор с новыми сотрудниками, которые ранее не числились в штате организации, и это станет альтернативой оформления работника по трудовому договору.

Берем на работу

Для оформления отношений с самозанятым налогоплательщиком необходимо проверить его статус (т. е. регистрацию в качестве самозанятого) и заключить договор на выполнение работ или оказание услуг. Как вы можете это сделать?

Чтобы проверить регистрацию в качестве самозанятого, нужно запросить у физического лица скан или копию соответствующего уведомления налогового органа. Согласно письму ФНС России от 28 декабря 2018 года № ЕД-4-20/25962@ «О направлении инструкции» территориальные налоговые органы обязаны информировать физических лиц и ИП о постановке на учет в налоговом органе в качестве самозанятых путем направления информационного сообщения по адресу электронной почты или на бумажном носителе по адресу регистрации.

Также можно проверить регистрацию самозанятого через сервис на сайте ФНС России www.npd.nalog.ru/check-status/ или использовать оба варианта одновременно.

Договор с физическим лицом будет носить гражданско-правовой характер, поскольку самозанятый не является для организации штатным работником. Безусловная обязанность заключать договоры с самозанятыми не предусмотрена, однако рекомендую его оформить, для того чтобы:

  • указать в нем все существенные условия выполнения работ или оказания услуг (порядок оказания, сроки, стоимость, меры ответственности для сторон в случае нарушения и т. п.);
  • исключить переквалификацию отношений с самозанятым в трудовые, а также исключить возможные вопросы со стороны налоговых органов. Для этого в договоре вы можете указать, что организация не является налоговым агентом, не платит НДФЛ и страховые взносы, так как гражданин является плательщиком налога на профессиональный доход;
  • установить обязанность самозанятого уведомлять организацию об утрате права на применение НПД, к примеру, в течение нескольких дней с момента наступления такого факта. Это важное условие, так как при утрате права на применение специального режима он автоматически переходит на общие условия оказания услуг или выполнения работ, которые предполагают уплату организацией за него НДФЛ и страховых взносов, в связи с чем эти платежи придется доначислять организации.

Если самозанятый получает оплату от контрагентов, он обязан сформировать чек в приложении «Мой налог», который может быть распечатан или отправлен по электронной почте. После получения чека от самозанятого организация вправе учесть в составе расходов выплаченные суммы (п. 1 ст. 15 Закона). В документе будут указаны: Ф. И. О. физического лица, его регистрационный номер и упоминание о том, что он плательщик налога на профессиональный доход (п. 6 ст. 14 Закона). Это послужит для организации дополнительным подтверждением отсутствия обязанности налогового агента и уплаты НДФЛ при работе с данным физическим лицом.

На мой взгляд, введение нового налога дает для развития экономики новые возможности, НПД не только упрощает, но и переводит в легальную плоскость сотрудничество бизнеса и физических лиц. Налог на самозанятых делает работу организаций с привлекаемыми на условиях фриланса физическими лицами и ИП легальной, а также позволяет организации сэкономить на расходах, а самозанятому – легализовать получаемую прибыть и уплачивать налог по льготной ставке. Кроме того, стороны смогут однозначно избежать претензий со стороны налоговых органов в части обвинений в незаконной предпринимательской деятельности, а отсутствие подобного рода обвинений еще никогда и никому не мешало.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...