Общение с ФНС в соцсетях

18.09.2015

В июле в Москве прошел форум по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР. Одним из вопросов мероприятия было обсуждение возможности использования ФНС социальных сетей не только для информирования бизнеса, но и для мониторинга и непосредственной связи с коммерсантами. Аналогичную технологию, к примеру, успешно применяют Нидерланды. Как может происходить такое взаимодействие? Марина Скудутис адресовала этот вопрос экспертам.

Социальные сети настолько прочно вошли в повседневную жизнь, что сейчас многие государственные органы используют их в своей работе, и налоговая инспекция в этом отношении – не исключение. Антон Толмачев, генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ», отмечает: «Уже ни для кого не секрет, что контролирующие и исполнительные органы широко используют социальные сети для поиска и анализа интересующих их лиц, активов и даже – рычагов давления». Г-н Толмачев рассказал интересный случай, о котором ему стало известно.

Судебные приставы через социальную сеть узнали о готовящейся свадьбе должника, пришли на торжественное мероприятие, чтобы изъять подарки в счет погашения задолженности. Налоговики в сетях тоже могут найти и находят для себя много интересного – уклоняющихся от уплаты бизнесменов, незадекларированное имущество, даже налоговые правонарушения. «Хорошо это или плохо для компаний, пока сложно сказать – не ясны механизм мониторинга и новые права, которые планируют предоставить инспекции», – отмечает эксперт. Международный опыт показывает, что официальный мониторинг через социальные сети достаточно эффективен, и, помимо Нидерландов, широко применяется в Испании, Дании, Беларуси. «Опасности в первую очередь могут возникнуть у компаний, которые работают «в серую», и для организаций, которые ведут незаконную деятельность (в Беларуси, например, по социальным сетям вычисляют нелегальные игорные клубы)», – предостерегает эксперт. «Что касается «серых» компаний, нужно отметить, что мелкие налоговые правонарушения есть почти у каждого малого бизнеса, и через социальные сети некоторые из них обнаружить будет куда легче. Вполне вероятно, что это создаст дополнительную нагрузку для малых компаний и «под гребенку» могут попасть в том числе фирмы, которые полностью соблюдают налоговое законодательство», – резюмирует г-н Толмачев.

Комичный момент

Кирилл Головий, аккаунт-директор креативного агентства SKORPA MEDIA, считает, что момент, когда в друзья, к примеру, на Facebook просится ФНС, довольно комичен. «Представьте себе, «ФНС хочет добавить Вас в друзья». Что делать? Вроде и добавлять не хочется, но и игнорировать сообщения от такого «друга» нельзя. Инициатива, скорее всего, приведет к тому, что пользователи усилят защиту персональной информации, блокируя доступ к данным на странице незнакомым лицам, отключая данные о геолокации и прочее. ФНС придется обращаться к администрациям соцсетей с требованием предоставить информацию», – отмечает эксперт.


На заметку

78098 человек составляет в России общая численность работников налоговых органов, осуществляющих функции контроля и надзора.


По его словам, ответить на вопрос, пойдут ли навстречу ФНС «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир» и Facebook, пока сложно. «Раскрытие данных о пользователях подорвет репутацию соцсети», – считает г-н Головий. Он считает, что пример удачного захода в социальные сети налоговой службы Нидерландов «для нас не показателен». «Менталитет граждан России таков, что на любое действие они найдут противодействие, причем в считанные часы. Те владельцы компаний и ИП, которые не спят спокойно, начнут заводить «левые» аккаунты, удалять имеющиеся. Здесь не поможет даже повсеместная первоначальная аутентификация через мобильный телефон. В переходах сим-карты раздают, что называется, «бесплатно без регистрации и смс». Получится погоня за призраками», – говорит эксперт. Он отмечает, что «ФНС может сделать коварный ход конем, обратившись к Росреестру с просьбой блокировать доступ к сайтам или сообществам в социальных сетях компаний, которые имеют налоговые задолженности. И тогда эффект будет более реальным, так как фраза «страница компании заблокирована за неуплату налогов» нанесет ощутимый удар по имиджу».

Добровольный сервис

ФНС рассматривает вопрос создания собственной соцсети налогоплательщиков с идентификацией. Как рассказывает Анастасия Моргунова, директор по продукту компании «Мое дело», внедряться в обычные ресурсы, принадлежащие в основном частным инвесторам, чревато из-за больших объемов и проблем с безопасностью персональных данных. «Конечно, подобные инициативы налоговой службы по переходу на экстерриториальный принцип обслуживания, сокращение сроков предоставления услуг в «идеале» должны привести к экономии времени бизнеса и повышению эффективности работы инспекций. Однако проблемы при переходе на соцсеть ФНС прежде всего будут связаны с работой такого рода электронного сервиса в техплане», – рассказывает г-жа Моргунова. По ее словам, неминуемы сбои, связанные с переходом на новые платформы, интерфейсы, с длительным переходным периодом, получением карточек регистрации (как сейчас в личном кабинете), опять же – с безопасностью данных. «Также это необходимость освоения бизнесом, далеким от компьютерных технологий, программ и так далее, необходимость быть всегда в сети, так как отсчет сроков наверняка будет идти с даты получения электронного сообщения. «Затея» хорошая, но надо приготовиться к долгому периоду внедрения этого «сетевого» механизма», – делает вывод г-жа Моргунова.

Незакрепленное право

По вопросам мониторинга, который осуществляют налоговые органы, в том числе по социальным сетям и по запросам третьих лиц, существует уже сложившаяся судебная практика, чиновниками написано достаточно большое количество различных писем, разъяснений, комментариев. «К сожалению, чаще налогоплательщики признаются виновными, а налоговики начинают ссылаться на постановления судебных органов. В последнее время наметилась новая тенденция, одним из подтверждений реальности сделки становятся фотографии, в идеале – заверенные нотариально (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2015 г. № Ф05-8398/2015)», – рассказывает Александр Пятинский, к. э. н., главный бухгалтер ГК «ЛАНИТ Образование». Фискалы используют все возможные способы, чтобы доказать недобросовестность предпринимателей, в том числе информацию из социальных сетей. Практически, контролеры требуют от налогоплательщиков представления пояснений по данным, полученным из внешних и независимых источников. «Но юридически такое право за ними не закреплено. Если же фискальные органы наделят таким правом, то ключевым «подводным камнем» в данной ситуации может стать регламент, определяющий ответственность по выявленным нарушениям. С другой стороны, и без того жесткий порядок работы бухгалтеров, который сводится к предоставлению пояснений по каждой сданной декларации, будет подкреплен законодательно», – резюмирует г-н Пятинский.


Марина Скудутис, для журнала «Расчет»


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Как налоговики взыскивают недоимки и штрафы

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA