Новая система проверок

17.04.2015

В последнее время озвучено немало предложений, касающихся механизма проверок юридических лиц и предпринимателей. Как заверяют нас чиновники, эти меры направлены на то, чтобы облегчить положение компаний и ИП в кризисное время.

Минэкономразвития подготовило проект концепции федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)». На ее основе должна быть построена совершенно новая система проверок предприятий и индивидуальных предпринимателей. В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает увеличение периодичности проведения плановых контрольных мероприятий юридических лиц и ИП. Нам стало известно и о других инициативах властей.

Новая концепция

Для начала разберемся, в чем суть проекта концепции нового федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)».

Как сказано в пояснительной записке, основной целью документа является создание правовой основы для формирования единой системы государственного и муниципального контроля в стране. Законопроект направлен на: построение прозрачной, доверительной и действенной системы взаимоотношений власти, граждан и бизнеса; снижение избыточного давления на коммерсантов; стимулирование добросовестной конкуренции; определение и установление четких границ разрешительной деятельности, государственного и муниципального контроля и надзора; повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной работы чиновников; эффективное использование бюджетных средств. Отдельное внимание в документе уделено совершенствованию института досудебного обжалования действий ревизоров.

Власти планируют разграничить деятельность предпринимателей по уровням риска и как следствие дифференцированно подходить к вопросу периодичности проведения проверок. В ближайшее время они должны определиться, сохранять или отменять уведомительный порядок проведения плановых ревизий, устанавливать ли закрытый перечень всех видов государственного и муниципального контроля. Планируется закрепить все формы контрольно-надзорных мероприятий (проверки: выездная, документарная, внеплановая, повторная; инспектирование, инвентаризация и др.); определить целесообразность введения института консультаций контрольно-надзорных органов.

Власти планируют принять законопроект уже в первом полугодии. Пока документ находится на стадии обсуждения.

Увеличенная периодичность

В феврале этого года в Госдуму внесен еще один законопроект, который предусматривает увеличение периодичности проведения плановых проверок. В настоящее время статья 9 Закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ закрепляет, что контролеры могут прийти с визитом раз в три года. Если документ будет принят, периодичность увеличится до шести лет. Свою инициативу авторы проекта объясняют так: плановые проверки менее эффективны, чем внеплановые. К тому же, уменьшение количества первых избавит добросовестных коммерсантов от излишнего бюрократического давления.

Авторы идеи закона считают, что более эффективной мерой государственного контроля является организация именно внеплановых ревизий, проведение которых направлено на пресечение конкретных правонарушений.

Надзорные каникулы

Трехлетний запрет на плановые проверки малых компаний предлагает ввести Минэкономразвития с 2016 года. Небольшой бизнес получит освобождение от внимания чиновников в том случае, если за предшествующие три года ревизоры не выявляли серьезных нарушений. Направлена эта мера на то, чтобы облегчить жизнь добросовестным коммерсантам в условиях непростой экономической ситуации.

Напомним, что в своем послании Федеральному Собранию РФ президент РФ Владимир Путин в декабре 2014 года предложил ввести трех летний запрет на проведение плановых проверок малого бизнеса с надежной репутацией. Такая льгота получила название «надзорные каникулы». В середине февраля Минэкономразвития обнародовало соответствующий законопроект, документ опубликован на regulation.gov.ru.

Сводный реестр

В конце 2014 года генпрокурор Юрий Чайка на совещании по вопросам совершенствования госконтроля заверил, что надзорное ведомство в 2015 году примет меры для сокращения числа контрольных мероприятий в отношении бизнеса. Он заявил, что создание единого реестра государственных и муниципальных проверок защитит коммерсантов от неоправданных инспекций. «Считаем, что введение данного реестра станет одним из ключевых моментов в ограждении бизнеса от чрезмерного внимания. Он позволит отсечь немотивированные проверки, а также обеспечит прозрачность государственного контроля», – отметил генеральный прокурор.

Проект постановления Правительства РФ «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» уже разработан. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 511-ФЗ для обеспечения учета ревизий, проводимых при осуществлении государственного контроля, создается единый реестр проверок. В отношении проверок, проводимых при осуществлении госконтроля, Закон № 511-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2015 года, в отношении муниципального контроля – с 1 июля 2016 года. Вести реестр и размещать на специализированном сайте информацию (в том числе о результатах проверки и принятых мерах в отношении выявленных нарушений) будет Генпрокуратура.

Напомним, что узнать, не грозит ли компании или ИП в этом году инспекция чиновников, можно на сайте Генеральной прокуратуры по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2015.

Налоговый мониторинг

И, напоследок, напомню еще об одной уже реализованной инициативе властей, касающихся проверок бизнеса. Речь идет о налоговом мониторинге. С 1 января этого года в НК РФ появился новый раздел V.2. При на логовом мониторинге фискалы проверяют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов. За период, за который проводится мониторинг, инспекция не вправе проводить выездные и камеральные ревизии. Однако из этого правила есть исключения. Так, компании не избежать проверки в том случае, если в уточненной декларации, представленной за период проведения мониторинга, указана меньшая сумма налога, чем в ранее представленной декларации.

Проведение налогового мониторинга проводится при желании компании, выраженном в поданном фискалам заявлении. При этом, организация должна отвечать таким требованиям, как:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих перечислению в бюджетную систему за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, без учета налогов, которые должны быть уплачены в связи с перемещением товаров через Таможенный союз, составляет не менее 300 млн. рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд. рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд. рублей.

Марина Скудутис, для журнала «Расчет»



Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>




Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Как проходит выездная налоговая проверка

С какой проверкой приходит ФМС

Как проверяют налоговые декларации

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA