Нормы расходов на ГСМ для налогового учета
29.08.2013 распечататьНекоторые фирмы обязаны нормировать расходы на ГСМ при их отражении в бухгалтерском учете. Соответствующие лимиты разработаны Минтрансом России. Применять их должны автотранспортные компании. И тут возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, стоит ли делать то же самое в налоговом учете? А во-вторых, распространяются ли данные правила на организации других сфер деятельности?
Затраты на содержание служебного автотранспорта для расчета налога на прибыль организаций относятся к прочим расходам. Причем налоговым законодательством какие-либо нормы для их отражения в налоговом учете не предусмотрены.
Тем не менее существуют законодательные нормы, которые требуют отражения затрат на ГСМ в лимитированном размере в бухучете. Речь идет о пункте 40 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (утв. приказом Минтранса России от 24 июня 2003 г. № 153) и Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (далее – Методические рекомендации), которыми установлены соответствующие нормативы.
Вот тут и возникает вопрос: вправе ли фирма при исчислении налога на прибыль учитывать стоимость топлива при ее превышении норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, которые приведены в Методических рекомендациях?
Право или обязанность?
По мнению финансового министерства, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации. К такому выводу финансовое министерство пришло в письме от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097.
Как видим, учет упомянутых Методических рекомендаций Минфином рассматривается как право, а не обязанность налогоплательщика. Таким образом, фирма может учитывать сверхнормативные расходы на топливо для служебного автотранспорта при исчислении налога на прибыль.
Не стоит забывать, что затраты на приобретение топлива для служебного автотранспорта для учета их в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12.
Отметим, ранее финансовое министерство придерживалось противоположной позиции. Согласно ей, затраты на топливо и смазочные материалы необходимо учитывать в пределах норм, установленных Методическими рекомендациями. Об этом свидетельствуют письма Минфина России от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 10 июня 2011 г. № 03-03-06/4/61, от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/15.
Кроме того, в письме от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61 Минфин России рекомендовал налогоплательщикам в отношении тех автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, руководствоваться технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
Выводы о том, что при определении налога на прибыль расходы на топливо необходимо учитывать в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, содержатся в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2008 г. № Ф04-7500/2008 (16942-А27-37) по делу № А27-4577/2008.
Как видим, сейчас Минфин изменил свою точку зрения.
Мнение о том, что в целях налога на прибыль нужно учитывать расходы на топливо и смазочные материалы в размере фактически произведенных затрат, представлено в письме УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007. В частности, в нем указано, что при налогообложении прибыли учитываются затраты организации на приобретение смазочных материалов исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива в производственных целях.
Справочно
Закон № 402-ФЗ устанавливает следующие обязательные реквизиты для первичных документов: название документа и дата его составления; наименование фирмы или ИП, составивших документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; название должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления или за правильность оформления свершившегося события, и его подпись.
Интересно, что и эта позиция поддерживается в судебных инстанциях. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 28 сентября 2007 г. № КА-А41/9866-07 указано, что Налоговый кодекс не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов на приобретение ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами. Аналогичной позиции придерживаются судьи ФАС Центрального округа в постановлении от 4 апреля 2008 г. по делу № А09-3658/07-29. Отмечено, что Методические рекомендации носят рекомендательный характер. Примечательно, что определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 9586/08 было отказано в передаче этого дела в Президиум.
Экспертиза Минэкономразвития
Экспертизу на распоряжение Минтранса России № АМ-23-р провело Минэкономразвития России (заключение от 20 апреля 2012 г.).
По мнению министерства, в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, которые устанавливают обязанность налогоплательщиков нормировать расходы на топливо и смазочные материалы при эксплуатации автомобильного транспорта для целей расчета налога на прибыль.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива. А к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Другое дело – расходы на использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. Таковые определяются в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92. Таким образом, кроме указания на экономическую оправданность расходов, Налоговый кодекс не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением нормирования расходов при использовании личного транспорта в служебных целях в соответствии с названным постановлением.
Кроме того, Минтранс не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст. 4 НК РФ). А потому установленные им рекомендации в целях налогообложения применять не нужно.
Минэкономразвития в заключении обращает внимание на то, что с 2009 года было рассмотрено 60 судебных дел в отношении применения положений распоряжения.
К числу возможных положительных эффектов от использования подхода, предполагающего нормирование затрат организаций в целях учета базы по налогу на прибыль, по мнению министерства, может быть отнесено упрощение процедур администрирования (в т. ч. проверки) правильности исчисления субъектами предпринимательской деятельности расходов по налогу на прибыль.
К негативным может быть отнесена невозможность учета фактически понесенных расходов при уменьшении базы по налог у на прибыль. Это увеличивает себестоимость производимой продукции (оказываемых услуг) и, таким образом, необоснованно ухудшает положение отдельных участников рынка.
По результатам экспертизы распоряжения Минэкономразвития России считает необходимым:
- исключить из пункта 3 распоряжения упоминание о том, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению и для ведения статистической отчетности;
- указать на рекомендательный характер распоряжения.
Подтверждение расходов
Подтверждением того, что приобретенное топливо израсходовано в производственных целях, является путевой лист.
Бланк путевого листа должен быть утвержден руководителем фирмы в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты (наименование и дата составления, величина измерения, подписи, фамилии, должности). Они перечислены в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов также приведены в приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. Так, в путевом листе обязательно проставляют наименование и номер путевого листа, сведения о сроке действия путевого листа, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, сведения о транспортном средстве, сведения о водителе.
В том числе в путевом листе указывают место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, его расход, а также показания спидометра при выезде и возвращении в гараж.
На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного топлива.
При решении вопроса о документальном подтверждении расходов для определения базы по налогу на прибыль принимаются любые, даже косвенные доказательства. Сведения из путевых листов (пробег, расход горючего, остатки ГСМ в баке автомобиля при выезде и возвращении) позволяют определить произведенные расходы и в совокупности с иными первичными документами, оформленными надлежащим образом, подтверждают их экономическую оправданность. Такой вывод есть в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23 ноября 2009 г. № А56-4991/2009.
А.А. Фокин, налоговый консультант
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com