Как уволить директора

24.12.2012

Причинами увольнения наемного директора могут быть как неэффективность его работы, так и конфликт между учредителями. Не желая терять источник дохода, он может начать сопротивляться отстранению. Как топ-менеджер может противодействовать этому процессу? Какие меры помогут снизить его власть?

Причина смены директора

Такое событие, как смена директора, в современном мире явление нередкое. Владельцы компаний, когда-то стоявшие у руля, однажды отправляются почивать на лаврах, оставляя себе замену – директора. Периодически собственники проверяют положение дел в компании, и если признают их неудовлетворительными, то меняют руководство. Также человек, возглавляющий компанию, может пасть жертвой конфликта между учредителями. В общем спектр обстоятельств, при которых в фирме происходит смена власти, довольно обширен.

Причин, по которым директор не хочет уходить со своей должности, тоже немало. Основной является нежелание лишаться источника дохода. Кроме того, руководитель может опасаться, что его незаконные сделки, за которые предусмотрена серьезная ответственность, новый менеджер сможет обнаружить.

Законодательством прописана довольно сложная процедура снятия руководителя с поста, требующая соблюдения множества формальностей.

Процедура снятия

Надо отметить, что законодательством прописана довольно сложная процедура снятия руководителя с поста, требующая соблюдения множества формальностей. Поэтому у директора есть шанс серьезно затормозить или даже сделать невозможным свое отстранение от должности. Так, подлежащий увольнению менеджер способен саботировать проведение общего собрания участников общества, на котором принимается решение о смене главы фирмы. Нередко учредители оказываются не единогласны в своем решении, одни выступают за сохранение управляющего компании, другие – за его замену. Если склонить присутствующих на совете на свою сторону у директора не получается, он может применить следующие методы противодействия своему отстранению:

  • отказаться покинуть рабочее место (и даже препятствовать проходу на территорию предприятия нового руководителя);
  • задерживать подписание и отправку в налоговый орган документов, уведомляющих о смене управляющего фирмы;
  • отказываться передать новому шефу документы (часто сопровождается полным или частичным уничтожением бумаг);
  • отказаться передавать печать;
  • частично или полностью удалить информацию на компьютерах и серверах;
  • не отдавать ключи для управления счетами организации.

Причин, по которым директор не хочет уходить со своей должности, тоже немало. Основной является нежелание лишаться источника дохода.

Подобные конфликты могут проходить с оглаской, сопровождаться публикациями в СМИ, митингами коллектива в поддержку нового или старого руководителей, а также большим количеством исков враждующих сторон друг к другу.

Последствия для организации

Если опальный руководитель и поддерживающие его лица проявят твердость, то последствия для организации в целом могут оказаться весьма тяжелыми.

Так директор способен предпринять определенные действия к выводу капитала из фирмы: совершать платежи со счета компании в адрес подконтрольных организаций, «задним числом» заключать договоры, по которым происходит отчуждение движимого имущества общества, или даже инициировать наложение ареста на собственность фирмы дружественными руководителю предприятиями. Менеджер может сорвать сроки выплаты средств по договорам, перечисление налогов и взносов. В связи с чем возникает риск применения к компании штрафных санкций, блокировки счетов.

Препятствовать нормальной работе организации руководитель способен и с помощью «потери» бумажной и электронной документации организации. В результате фирма погружается в хаос, так как в такой ситуации учредителям сложно юридически доказывать свою правоту.

Не стоит исключать репутационный ущерб. Многие контрагенты просто отказываются работать с компанией, если ее учредители и руководитель не в состоянии друг с другом договориться. В итоге процедура смены директора вполне способна привести к банкротству организации.

Ограничение полномочий руководителя

По закону процедура увольнения руководителя очень сложна, и оставляет ему много возможностей для сопротивления. Если топ-менеджер решит вступить в противостояние с учредителями фирмы, то сможет серьезно отравить им жизнь. Например, перетянуть на свою сторону персонал и раздуть скандал, или устроить саботаж и даже разорить фирму.

Для того чтобы избежать краха, необходимо предусмотреть превентивные меры, которые помогут уменьшить власть директора, устранить его от принятия ключевых решений. Минимизация рисков позволяет сохранить имущество организации и коллектив. Зачастую, если фирма сталкивается с конфликтом, при котором директор успевает распродать собственность компании и перевести на свои счета деньги, то после его ухода команда меняется полностью. Лояльные руководству сотрудники увольняются, а ключевые фигуры, такие как финансовый директор и главный бухгалтер могут пойти под суд за соучастие в незаконных действиях. Поэтому они более всего заинтересованы в создании мер безопасности, которые защищают компанию от произвола директора.

Подстраховаться от самоуправства руководителя можно следующими способами:

  • Учредители имеют право ограничить полномочия директора. В первую очередь это касается крупных сделок. Изначально предельный размер операций, решение по которым принимает топ-менеджер, составляет 25 процентов стоимости имущества общества. Однако закон позволяет варьировать этот показатель. Таким образом директор не сможет нанести значительный ущерб организации;
  • Можно установить предельный срок полномочий руководителя. Чем он меньше, тем лучше. Проще каждый год продлевать договор с топ-менеджером, чем пытаться досрочно прекратить 10-летний контракт;
  • Владельцы фирмы должны иметь у себя оригиналы или нотариально заверенные копии наиболее важных документов (в первую очередь тех, которые касаются права собственности на активы и учредительные бумаги);
  • Необходимо наладить процесс отправки копий бухгалтерской и налоговой отчетности учредителям, чтобы они всегда были в курсе дел.

Корпоративные споры

Практика показывает, что к рекомендациям превентивного характера люди прислушиваются довольно редко, а проблемы предпочитают решать по мере их поступления. Единственным законным способом решения возникших с директором разногласий является обращение в суд. Что касается правоохранительных органов, то их работу в этой сфере стоит признать малоэффективной. Как правило, они ссылаются на то, что «отношения между сторонами носят гражданско-правовой характер».

Конфликты учредителей с директорами находятся в компетенции арбитражного суда, а порядок их рассмотрения регламентируется главой 28.1 АПК. Перечень корпоративных споров, изложенный в этом документе, довольно велик, но среди них есть «связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица».

Необходимо отметить, что крайне редко подобные разбирательства ограничиваются одним иском. Как правило, корпоративный спор представляет собой целую серию дел, а суд может затянуться на несколько лет.

Специалистам, которые остаются трудиться в компании, участвующей в подобном конфликте, стоит подготовиться к сложностям в работе. Так, суд зачастую принимает обеспечительные меры в адрес предприятия, задействованного в споре. Среди ограничений может быть запрет руководителю совершать те или иные действия, в том числе проводить общие собрания, вносить изменения в устав, отчуждать имущество организации, выдавать доверенности и так далее. Для арбитров важно как можно сильнее парализовать деятельность директора, который не хочет уходить с поста. Однако вместе с этим может произойти остановка работы и всей компании в целом.

Несмотря на то, что ключевые решения в это время принимает вовсе не бухгалтер, мало того – в организации царит безвластие, на специалиста учета ложится важная миссия по сохранению работоспособности предприятия. Потому что именно он поможет достичь определенного перемирия между сторонами конфликта и договориться о выполнении фирмой обязательств перед бюджетом, что упростит задачу по выходу компании из кризиса, после того как решение об управлении фирмой будет принято арбитрами.

Николай Визер, эксперт журнала "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA