Роспотребнадзор высказался об особенностях click-wrap-соглашений

06.11.2020  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Договор, заключенный дистанционно, может принимать форму click-wrap-соглашения.

Он заключается путем щелчка мышью по клавише «я согласен», если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий сделки.

Сlick-wrap-соглашения: модно, выгодно, удобно. Опасно?

Читать далее…

Роспотребнадзор при рассмотрении споров о добросовестности используемых продавцами и исполнителями приемов и техник заключения click-wrap-соглашений придерживается следующей позиции.

Само по себе наличие подписи под указанными условиями или т. н. «галочки» под отдельными элементами соглашения (о приобретении дополнительных услуг) не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.

К обстоятельствам, которые очевидно свидетельствуют о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия:

  • потребитель получил полную и достоверную информацию о товаре (услуге).

То есть к элементам волеизъявления потребителя (в т. ч. отметки о согласии под отдельными условиями («галочки»)) прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги.

При этом потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги или товара и условиях их приобретения;

  • в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки («галочки»), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий.

В гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому, если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав – это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, что недопустимо по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса.

Если потребители столкнулись с ситуацией ущемления своих прав, в том числе имущественных, им необходимо обращаться к виновному лицу с претензией (в данном случае - к исполнителю услуг).

Сделать это надо, если потребители понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций, в том числе дополнительных товаров и услуг,

В случае, если вопрос при этом не разрешен надо обращаться в территориальные органы Роспотребнадзора.

К обращению следует приложить необходимые документированные доказательства, а также претензионную переписку.

Роспотребнадзор обращает особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных услуг статьей 16 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещено.

Компания, которая виновна в нарушении права потребителя на свободный выбор услуг, должна возместить ему все убытки, включая цену навязанной услуги.

Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования.

В случае, если последуют массовые жалобы потребителей возможно предъявление группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.

Информацию об особенностях click-wrap-соглашений разместил Роспотребнадзор на своем сайте.


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.