Новые требования к товарным знакам - Бухгалтерия.ru

Новые требования к товарным знакам

10.05.2023  распечатать

С 29 мая пункт 3 статьи 1483 ГК РФ в новой редакции запрещает регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, которые могут ввести в заблуждение потребителей не только относительно товара и его изготовителя, но еще и относительно места изготовления товара (Федеральный закон от 28.05.2022 № 143-ФЗ).

Изменения коснулись и пункта 2 статьи 1488 ГК РФ, позволяя Роспатенту отказать в регистрации отчуждения исключительного права на товарный знак, если потребитель введет в заблуждение относительно места изготовления товара. Перечисленные нововведения будут применяться только к тем заявкам, которые подадут после 29 мая 2023 года, аннулировать ранее зарегистрированные товарные знаки на новых основаниях нельзя.

Раньше обсуждаемые ограничения носили рекомендательный характер, были закреплены в подзаконных актах и рассматривались как «введение потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара». Но такой формат «советов» не всегда помогал.

Обратите внимание

Некоторые предприниматели намеренно регистрировали и использовали в своей деятельности товарные знаки, которые вызывали в сознании потребителей ложные ассоциации с местом происхождения товара. Был случай, когда российская фармкомпания намеренно использовала написание своего препарата на немецком языке: из-за этого покупатели думали, что приобретают иностранное лекарство.

При этом сейчас есть практика предоставлять правовую охрану товарным знакам, включающим в себя названия городов, которые не соответствуют месту нахождения автора заявки или производителя товаров, обращают внимание юристы. Такие обозначения признаются фантазийными и получают правовую охрану либо при рассмотрении заявки в Роспатенте либо через решение Суда по интеллектуальным правам (дело № СИП-891/2020).

Обратите внимание

Вступающее в силу изменение, вполне вероятно, увеличит количество отказов в регистрации таких обозначений, увеличив число судебных споров по обжалованию таких решений Роспатента, полагают эксперты. Множество географических названий в России имеют фантазийный характер, особенно это относится к названиям малых населенных пунктов и деревень. Заявитель, придумав свой товарный знак, не всегда может предположить, что его обозначение уже является географическим названием.

Сейчас, если обозначение или его элемент содержит топоним, который воспринимается фантазийным для заявленных товаров или услуг, регистрация все же возможна. Словесный элемент «Acapulco» может быть фантазийным для бухгалтерских услуг — у российского потребителя практически отсутствует связь между мексиканским городом и бухгалтерией.

Из-за обсуждаемого нововведения возникнут очевидные сложности как при покупке таких товарных знаков, так и при распоряжении таким правом. Придется доказывать наличие производственных взаимосвязей с географическим объектом и подтверждать их документально.

В этой связи не стоит забывать о добросовестных производителях, которые находятся в одной географической точке, а производство, как правило, в целях оптимизации, переносят в другой регион или другую страну, замечают юристы. Очевидно, что на практике при таком сценарии у заявленных на регистрацию обозначений заведомо будут проблемы, констатируют они. Либо из-за несоответствия с местом нахождения изготовителя, либо из-за несоответствия с местом производства.

Следите за нашими новостями  Telegram, «ВКонтакте» 

Мгновенный доступ к бухгалтерским новостям в Telegram-канале Бухгалтерия.ru

Журнал «Практическая бухгалтерия». Свежие новости бухучета и налогообложения ежедневно. Подписаться

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.