ФНС запускает «налоговый реконструктор»: плюсы и риски

12.03.2021  распечатать

Как стало известно журналу "Расчет", Федеральная налоговая служба намерена рекомендовать региональным инспекциям высчитывать реальный размер налоговых обязательств плательщика при сомнительных операциях, если компания раскроет смысл сделки и ее реального исполнителя.

Обратите внимание

Налоговая могла применять механизм реконструкции и ранее, но фактически это происходило не более чем в 10% случаев, при этом большая часть таких случаев приходится на 2020 год. Таким образом, предложенный ФНС России подход отражает уже наметившуюся тенденцию в применении ст. 54.1 НК.

Статью 54.1 НК РФ налоговые инспекторы будут применять гуманно. Долгожданное письмо ФНС

Читать далее…

Со ссылкой на ст. 54.1 Налогового кодекса ФНС поясняет, что для проведения реконструкции по сомнительной сделке плательщик должен не только доказать ее реальность, но и раскрыть детали подлинных соглашений. Обязательно назвать настоящих исполнителей, если сделка заключена через «техническую» фирму-однодневку.

Обратите внимание

Эксперты назвали инициативу давно ожидаемой бизнесом, но отметили, что при обращении к этому механизму предпринимателям стоит взвешивать риски. В некоторых случаях раскрытие реальных участников сделки может вызвать больше издержек, чем доначисление максимальной суммы налога. Все еще не вполне ясны конкретные критерии, на основании которых ФНС будет принимать решение о том, что нужно идти по пути налоговой реконструкции. На начальных этапах это может быть существенным подводным камнем для налогоплательщиков.

Если налогоплательщик не предоставит всех документов с необходимыми сведениями, он не вправе претендовать на налоговую реконструкцию. В таком случае доначисление налога будет максимальным, без учета реальных затрат компании.

Обратите внимание

Самые важные для применения налоговой реконструкции факторы: во-первых, налогоплательщик может не знать на момент совершения сделки о том, что она попадет под подозрения со стороны налогового органа, и не обладать информацией о реальных исполнителях. В таком случае применить механизм не получится. Во-вторых, при раскрытии перед ФНС данных о реальной сделке нужно трезво оценивать последствия этого. В частности, налогоплательщик должен соотнести режимы налогообложения (свой и реального исполнителя), учесть групповые риски, оценить надежность иных сделок с реальным исполнителем, экономическую выгоду, которую он получил от такой сделки и так далее. Иными словами, механизм налоговой реконструкции будет полезен плательщикам, которые знают, что работают с «техническими» контрагентами. Можно предположить, что недобросовестные налогоплательщики будут обращаться к ним, понимая, что могут избежать максимального доначисления раскрытием информации.

При этом ФНС предостерегает инспекции от формального подхода. Нельзя наказывать плательщика, если он не мог знать, что имеет дело с «технической» компанией или если нет свидетельств, что проверяемая компания стремилась уменьшить налогооблагаемую базу. Сам факт того, что вместо указанного в договоре контрагента работы выполнило другое лицо, не дает оснований для доначисления налога. Умысел со стороны проверяемой компании можно доказать, например, если она вела переговоры с реальным исполнителем, согласовывала взаимные гарантии и условия выполнения работ.

Обратите внимание

Письмо ФНС раскрывает больше критериев применения налоговой реконструкции. Об указанной в нем необходимости отследить всю цепочку движения товара ранее говорили и Конституционный, и Верховный суды. Но есть и сложности с применением этого подхода. Так, в большинстве случаев налогоплательщик не сознается, у кого он приобрел товар, если его стоимость завышена,. К тому же многие товары, например, для госсектора, ввозятся не напрямую, чтобы обойти санкции. Речь идет о товарах двойного назначения, которые ввозятся в Россию через другие фирмы. В таком случае плательщик также не захочет раскрывать происхождение товара. В целом применять этот механизм на практике будет сложно, полагают многие юристы. При этом фактически получается, что плательщик должен сам предоставить расчет вместо того, чтобы это делала налоговая.

Ст. 54.1 Налогового кодекса была введена в 2017 году для защиты добросовестных налогоплательщиков и борьбы с размыванием налоговой базы. С этого момента ФНС фактически отказалась от применения налоговой реконструкции. Теперь служба изменила свою позицию.

Журнал «Практическая бухгалтерия». Свежие новости бухучета и налогообложения ежедневно. Подписаться

Выбор читателей

Интересное

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...