Комментарии к документам для бухгалтера
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам прослеживаемости товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
Постановление Правительства РФ №837 от 02.06.2025
С 1 сентября 2025 года конкретизированы правила регистрации товаров в системе маркировки, включая основания отказа и состав сведений. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2025 № 837 о прослеживаемости маркируемых товаров:
- вводится понятие «разрешительный документ» — сертификат или декларация о соответствии, подтверждающие выполнение обязательных требований;
- уточняются основания для отказа в регистрации товаров в национальном каталоге маркированных товаров;
- определены сроки, после наступления которых производителю может быть отказано во вводе товаров в оборот при отсутствии разрешительных документов или наличии сведений об их недействительности, приостановлении или прекращении действия;
- дополнены сведения, предоставляемые в информационную систему мониторинга, и сроки их представления.
О внесении изменения в статью 3.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Федеральный закон №143-ФЗ от 07.06.2025
Федеральный закон от 07.06.2025 № 143-ФЗ вносит корректировки в статью 3.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Главная поправка уточняет полномочия Правительства РФ.
С момента вступления в силу закона - 18 июня 2025 года - Правительство РФ утверждает правила предоставления гостиничных услуг, в частности: определяет виды бронирования и устанавливает условия бронирования туристических услуг.
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
Федеральный закон №147-ФЗ от 07.06.2025
С 1 января 2026 г. отменяются налоговые преференции для участников ОЭЗ в Магаданской области.
Федеральным законом от 07.06.2025 № 147-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» признаны утратившими силу положения НК РФ, которые среди прочего предусматривают налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и НДПИ для участников ОЭЗ в Магаданской области.
Одновременно с этим отменен запрет на инвестиционные налоговые вычеты участникам ОЭЗ в Магаданской области, установленный в целях исключения дублирования налоговых преференций.
Закон вступает в силу с 1 января 2026 года.
Об учете в целях налога на прибыль субсидий, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ
Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/3/36235 от 11.04.2025
Принятие к учету субсидий при исчислении налога на прибыль организаций зависит от вида и характера расходов, на финансирование (компенсацию) которых выделена субсидия.
По общему правилу, субсидии учитываются в составе внереализационных доходов, за исключением указанных в статье 251 НК РФ - субсидии, полученные на возмещение расходов. Но нужно иметь в виду, что в зависимости от целевого назначения субсидий различен момент отнесения их к доходам.
Если субсидия выделена не в рамках возмездного договора, а на компенсацию ранее произведенных расходов или недополученных доходов, при расчете налога на прибыль такая субсидия учитывается единовременно на дату зачисления (п. 4.1 ст. 271 НК РФ).
Субсидии, полученные в рамках возмездного договора, учитываются в составе выручки от реализации, то есть не в составе внереализационных доходов.
В то же время субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств (абз.2 п. 4.1 ст. 271 НК РФ).
НДС при продаже макулатуры фирмой на УСН
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-11/37853 от 16.04.2025
Пунктом 4 статьи 164 НК РФ установлено, что при исчислении НДС в соответствии с пунктом 8 статьи 161 НК РФ налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной в том числе пунктом 8 данной статьи 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. В связи с этим при приобретении макулатуры у налогоплательщиков на УСН, работающих с НДС по ставкам 5 или 7 процентов, налог исчисляется покупателем по расчетной ставке в размере 5/105 (7/107).
Бизнес вправе поставить «входной» налог к вычету в пределах трехлетнего срока
Постановление Арбитражного суда Центрального округа №по делу № А54-622/2024 от 22.05.2025
Бухгалтерия вправе поставить «входной» НДС к вычету в пределах трехлетнего срока. Причем вне зависимости от того, какая в результате возникнет разница – положительная или отрицательная (то есть сумма налога к возмещению или к уплате). В НК РФ нет норм, ограничивающих право на применение вычета в более позднем периоде, чем когда товар получен и оприходован. Но это не означает, что можно произвольно изъять уже поставленные к вычету суммы НДС из одного налогового периода и заявить их к вычету в другом. Одновременно с этим, согласно пункту 7 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым при исчислении налога на прибыль. Право заявлять такие вычеты в течение трех лет НК РФ не установлено. Значит, их нужно заявлять сразу, и никак иначе. Подобный НДС-вычет нельзя перенести на более поздние налоговые периоды в рамках 3-летнего срока.
Как заполнять графу 10, если в таможенной декларации не указана страна происхождения товара
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/44692 от 05.05.2025
Если этот код страны происхождения нее указан в таможенной декларации, происхождение товара подтверждает сертификат. Согласно п. 6 ст. 29 Таможенного кодекса ЕАЭС документом о происхождении товара является: либо декларация о происхождении товара, либо сертификат о происхождении товара.
Можно использовать один из двух этих документов или оба. Сертификат о происхождении товара (СТ-1) выдается уполномоченными органами, организациями страны вывоза в обязательном порядке только в двух случаях: если он предусмотрен условиями контракта и национальными правилам страны ввоза товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Об НДФЛ с выплат директорам, членам органа управления организации - резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, и дистанционным работникам, в том числе нерезидентам РФ
Письмо Министерства финансов РФ №03-04-05/42915 от 29.04.2025
Вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты членам органов управления (совета директоров или иного подобного органа) организации - налогового резидента РФ, местом нахождения которой является Россия, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ. При этом не важно, где фактически исполнялась работа или откуда производились выплаты указанных вознаграждений. Они облагаются НДФЛ по общей системе ставок прогрессии. В отношении рядовых сотрудников, работающих удаленно за пределами РФ (п. 6.2 ст. 208 НК РФ) действуют особые правила. Для них считается, что они получают доход от российских источников, где бы фактически ни находились, если: работают на российскую компанию; работают на обособленное подразделение иностранной организации, зарегистрированное в РФ.
О перечислении возвращенного остатка аванса по договору субподряда при расторжении госконтракта, подлежащего казначейскому сопровождению
Письмо Министерства финансов РФ №02-12-12/30604 от 27.03.2025
Санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, осуществляется на основании распоряжений о совершении казначейских платежей, представленных участником казначейского сопровождения в Федеральное казначейство. Возврат остатка аванса по договору субподряда возможен на основании Сведений, направленных в Казначейство и утвержденных в соответствии с Порядком № 214н, который утвержден приказом Минфина России от 17 декабря 2021 года.
Об утверждении Информации, позволяющей осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, необходимой для идентификации платежей
Приказ Министерства финансов РФ №58н от 16.05.2025
С 1 апреля 2026 г. введен новый порядок формирования налоговых платежек. Минфин определил новые сведения для безналичных денежных переводов. Они нужны для идентификации платежей, поступающих на Федерального Казначейства, а также платежей за выполнение работ, оказание услуг автономными учреждениями. Для каждого реквизита приведено описание и раскрыто его значение. Одновременно с этим утверждены правила внесения в платежки необходимых сведений, варианты их кодирования и форма платежного распоряжения. С момента вступления в силу приказа Минфина от 16.06.2025 года №58н утрачивают силу прежние правила, утвержденные серией приказом о платежках.
О внесении изменений в статьи 14.67 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Федеральный закон №148-ФЗ от 07.06.2025
Вводятся штрафы за нарушение нелицензионных требований в сфере оборота табака. Административная ответственность установлена за нарушения в сфере производства и оборота: табачных изделий и продукции; никотинсодержащей продукции; сырья, используемого для их производства. Существенными суммы штрафов назвать нельзя: для ИП штраф составляет 20-30 тыс. руб., для организаций - 100-150 тыс. руб. Но одновременно с этим КоАП предусматривает конфискацию изделий, продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов или иных предметов, использованных для производства и оборота указанных товаров.
Как произвести учет субсидий на амортизируемое имущество?
Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/33364 от 04.04.2025
В том случае если субсидии предоставляются на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, то учет указанных субсидий осуществляется в соответствии с порядком, установленном в абзаце пятом пункта 4.1 статьи 271 НК РФ.
О продлении пилотного проекта сдачи отчетности через сайт ФНС
Приказ Федеральной налоговой службы №ЕД-7-26/508@ от 06.06.2025
До 1 июля 2026 г. продлен пилотный проект, позволяющий представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде через сайт ФНС. Это касается всех отчетных форм кроме декларации по НДС, которая подается через оператора электронного документооборота.
За отсутствие уведомления о начале предпринимательской деятельности теперь будут наказывать строже
Федеральный закон №516-ФЗ от 28.12.2024
Сообщить в контролирующий орган о начале деятельности нужно после государственной регистрации и постановки на учет в налоговой, но до начала реальной работы. Затем, уже в процессе деятельности, в уполномоченный орган дополнительно нужно передавать информацию только при изменении существенных данных
Изменения в ТК РФ, которые вступят в силу с 01.09.2025
Федеральный закон №144-ФЗ от 07.06.2025
При установлении систем премирования в документах компании необходимо конкретизировать виды премий и их размеры, сроки, основания и условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и других показателей. Депремирование допустимо только в связи с дисциплинарным взысканием и только за тот период, в котором к работнику было применено взыскание, а размер снижения премии не должен привести к уменьшению размера месячной зарплаты более чем на 20%.
Отраслевым министерствам переданы полномочия устанавливать особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работников с особым характером работы, перечни лиц, с которыми могут заключаться договоры о полной матответственности, перечень работ, запрещенных для несоврешеннолетних, особенности регулирования работы по совместительству. Ранее роль согласовательного органа исполняло Правительство.
Дополнительно уточнено, что работникам, направляемым на работу в представительства РФ за границей, оплачиваются дополнительные отпуска.
Закон от 7 июня 2025 г. № 144-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Списание долгов перед кредиторами образует внереализационный доход
Письмо Министерства финансов РФ №03-03-07/42786 от 28.04.2025
Списание сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами) в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, поименованных в пункте 18 статьи 250 НК РФ, формирует в целях налога на прибыль организаций внереализационный доход.
Нужно ли применять ККТ при оплате с личного счета директора?
Письмо Министерства финансов РФ №30-01-15/51378 от 26.05.2025
При получении за оказанные организацией услуги оплаты в безналичном порядке посредством перевода денежных средств с текущего счета физического лица Закон № 54-ФЗ возлагает на такую организацию обязанность применять ККТ.
Нужно ли заказчику перепроверять информацию, представленную участником закупки?
Определение Верховного Суда РФ №302-ЭС25-3745 от 02.06.2025
Заказчик не обязан сверять информацию, представленную участником, с общедоступной. Такого требования закон № 44-ФЗ, га основании которого производилась закупка, не содержит. К тому же, для признания данных недостоверными нужны оригиналы официальных документов или информация из государственных реестров.
Турналог при оказании услуг нескольким получателям, если один из них льготник
Письмо Министерства финансов РФ №03-05-04-06/23083 от 10.03.2025
Если налогоплательщиком оказывается услуга по временному проживанию нескольких физических лиц в рамках одной услуги (одного договора на оказание услуг) и при этом договор на оказание услуг заключен с лицом, не относящимся к льготным категориям, то стоимость данной услуги включается в налоговую базу по туристическому налогу.
Если договор на оказание услуг заключен с льготником, то стоимость данной услуги не включается в налоговую базу по туристическому налогу.
Районные надбавки - это расходы
Письмо Министерства финансов РФ №03-03-07/42528 от 28.04.2025
Районный коэффициент, устанавливаемый к заработной плате работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, рассчитанные на основании положений ТК РФ, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.