14.05.2005
Владельцы точек общественного питания, не имеющих зала для обслуживания посетителей, возможно, смогут сэкономить на налоговых платежах. Накануне депутаты Госдумы поддержали в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, разрешающие таким предпринимателям переходить с общего налогового режима на уплату единого налога на вмененный доход. Напомним, что сегодня предприятия с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров применять ЕНВД могут, в то время как на точки общепита, не имеющие такого зала вообще, эта норма НК не распространяется.
В правительственном заключении на законопроект говорится, что «указанный вид деятельности характеризуется сложностью налогового контроля, так как расчеты производятся преимущественно наличными денежными средствами». А перевод владельцев предприятий быстрого обслуживания на ЕНВД позволит сделать этот бизнес более прозрачным.
По мнению юриста Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРА России» Алексея Абрамова, принятие данных поправок упростит налогообложение предпринимателей и снимет проблему налогового администрирования в этой области. «Но предприниматели должны знать и об опасных сторонах данного спецрежима, одной из которых является изменение ставок базовой доходности», – сказал Абрамов корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты». Кроме того, по его словам, в связи с принятием законопроекта открытым останется вопрос об определении категории предприятия общественного питания, не имеющего зала обслуживания, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого понятия, как «точка общественного питания».
Когда «упрощенец» продает товары комитента от своего имени, он должен на их стоимость выставить счет-фактуру. Правда, только если принципал использует общий налоговый режим. К такому выводу пришел Минфин в письме от 22 марта 2005 г. № 03-04-14/03. По мнению финансистов, в данном случае на «упрощенца» распространяется общий порядок выставления счетов-фактур при договорах комиссии. Он установлен в пункте 24 Правил, утвержденных постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914.
Похоже, законопроект, направленный на совершенствование налогового контроля, будет на днях внесен в Госдуму. Об этом корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» сообщил замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. Накануне президент Владимир Путин дал правительству время на доработку этого документа до 1 сентября. Однако чиновники, скорее всего, этим не воспользуются. «То, что до сентября они будут проводить какие-либо встречи с предпринимателями, маловероятно, так как из Минфина нет такой информации», – сказал Беляков. Он считает, что «законопроект будет внесен в Госдуму в последней редакции, и, по всей видимости, произойдет это в самое ближайшее время».
В течение нескольких месяцев представители бизнеса и власти пытались прийти к компромиссным решениям в вопросе проведения налоговых проверок и в некоторых других. При этом последний вариант закона вызвал у предпринимателей крайне негативную реакцию.
Оценивая вину фирмы в нарушении той или иной нормы налогового законодательства, судьи могут принять во внимание самые разнообразные смягчающие обстоятельства. Так, например, недавно судьи ФАС Северо-Западного округа отнесли к таковым низкую профессиональную квалификацию бухгалтера предприятия (постановление от 8 апреля 2005 г. № А56-35356/04). Арбитров смягчило то обстоятельство, что не слишком квалифицированный бухгалтер вел огромный объем работы. Вместе с тем организация со своей стороны доказала, что предприняла все меры, чтобы найти на эту должность более квалифицированного сотрудника. В такой ситуации, по мнению судей, наказание не должно быть слишком строгим. Штраф, который предстоит заплатить предприятию за нарушение правил учета доходов и расходов, будет теперь снижен как минимум в два раза.
По информации Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, общее количество проверок в 2004 году по сравнению с 2003-м сократилось на 11 процентов. Причем согласно опубликованным цифрам эта тенденция к уменьшению их числа устойчива на протяжении вот уже трех лет. Так, в 2003-м проверок было проведено меньше на 35 процентов по сравнению с 2002 годом, а в 2002-м – на 28 процентов меньше, чем в 2001-м.
Возможно, Россия присоединится к ВТО уже к концу текущего года. Об этом в своем докладе сообщил директор департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Максим Медведков на заседании «Надежды и тревоги отечественного бизнеса на пороге вступления России в ВТО». Медведков выразил надежду, что договориться с мировым экономическим сообществом удастся уже к декабрю. Он отметил, что если этого не произойдет, то через 1,5 – 2 года «цена входного билета сильно возрастет», поэтому текущий год является оптимальным для вступления в ВТО.
«Для представителей малого и среднего бизнеса в среднесрочной перспективе это будет шоковая терапия», – заявила корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРА России» Дина Крылова. Одновременно с этим, она считает, в долгосрочной перспективе это должно дать положительный результат, так как вхождение в ВТО будет способствовать тому, чтобы правительство предприняло, наконец, серьезные и решительные меры для повышения конкурентоспособности российского бизнеса в едином экономическом пространстве. Добиться этого, добавила Крылова, «можно будет путем снижения административных барьеров и связанных с ними издержек, которые происходят за счет коррупции и различных псевдозаконных поборов с нашего предпринимательства».
Столичное правительство намерено обязать глав московских управ ежеквартально встречаться с предпринимателями и рассказывать им о мерах, направленных на развитие малого бизнеса в районах города.
Об этом на пресс-конференции сообщил руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Евгений Егоров. Правда, какие санкции применят к тем главам управ, работой которых предприниматели будут особенно недовольны, чиновник сказать затруднился. Егоров сделал упор на то, что в процессе тесного общения проблемы малого и среднего бизнеса будут восприниматься местными исполнительными органами власти более остро. Соответственно, и реакция на них, по мнению руководителя департамента, станет более оперативной и адекватной.
Если реконструкция основного средства длится более 12 месяцев, то такое имущество исключается из состава амортизируемого. Это предусмотрено статьей 256 Налогового кодекса. При этом тот факт, что данный объект мог использоваться в этот период в деятельности, направленной на получение дохода, значения не имеет. Такие разъяснения дают представители ФНС в своем письме от 14 марта 2005 г. № 02-1-07/23.
13.05.2005
Если в течение определенного времени индивидуальный предприниматель не имел дохода и не платил НДФЛ и ЕСН, то наказать его за нарушение срока представления деклараций по этим налогам ревизоры не смогут. К такому выводу пришли судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 11 апреля 2005 г. № А42-4988/04-29. Согласно пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса за опоздание с представлением в инспекцию деклараций, фирме или предпринимателю грозит штраф. Однако рассчитывается он на основании суммы налога, подлежащей уплате по этой декларации. Поскольку в рассматриваемом деле предприниматель не начислял к уплате НДФЛ и ЕСН, то и штраф брать не с чего.
Вмененщикам, которые размещают неоновую рекламу, будет интересно письмо Минфина от 14 апреля 2005 г. № 03-06-05-04/96. В нем чиновники поясняют, что для расчета ЕНВД фирмы должны использовать площадь только неоновых трубок, а не всей рекламной конструкции. Ведь согласно статье 346.29 Налогового кодекса «вмененный» налог исчисляется исходя из площади светоизлучающей поверхности.
Руководители малых фирм выступают за создание при Торгово-промышленной палате Единой системы безопасности предпринимательской деятельности. Такие предложения прозвучали недавно на одном из прошедших в ТПП совещаний. По мнению предпринимателей, государственные правоохранительные органы не в состоянии обеспечить их безопасность. Поэтому представители малого бизнеса сами стали инициаторами создания негосударственных структур безопасности (НСБ). Подобные организации уже действуют во многих регионах. В случае когда негосударственные структуры безопасности становятся членами Торгово-промышленной палаты, появляется уникальная возможность создания на базе ТПП единой системы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, считают в бизнес-кругах.
Однако в Торгово-промышленной палате такую точку зрения разделяют не все. «Объединение всех локальных структур безопасности в единую систему пока нецелесообразно и нереально», – сказал корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» ответственный секретарь Комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП Александр Никитин.
В свою очередь один из руководителей Консалтинговой Группы «РОЭЛ Консалтинг» Геннадий Лаврухин в беседе с корреспондентом «ФБГ» высказал опасение, что организация частных структур безопасности бизнеса «приведет к прецеденту «выживает сильнейший», и разговоры о цивилизованном рынке навсегда останутся пустым звуком».
Открытый конкурс на выполнение научно-исследовательской работы «Законодательные подходы к разграничению практики цивилизованного налогового планирования от поведения, направленного на избежание налогообложения» объявлен Администрацией Президента России. Как рассказал «Федеральной бухгалтерской газете» советник Экспертного управления Президента РФ Дмитрий Горшков, «для анализа и исследования аспектов налоговой сферы такой конкурс объявляется Администрацией Президента впервые». Он также заметил, что итоги работы, победившей в конкурсе, возможно, будут положены в основу поправок в Налоговый кодекс. В частности, они должны помочь в четком определении критериев налоговых правонарушений, выявленных в ходе камеральных проверок. «Лишь доказав факт избежания налогообложения инспекторы будут иметь право на организацию выездных проверок», – пояснил Дмитрий Горшков.
Победителя конкурса определит специальная комиссия. Срок выполнения научно-исследовательской работы – до 1 октября 2005 года. Ее стоимость оценена президентской администрацией в 300 тысяч рублей.
В ближайшее время порядок ввоза в страну российской валюты могут изменить. Накануне депутаты Госдумы в первом чтении одобрили поправки в Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Разработчики документа считают, что ввозить в страну без декларирования можно только суммы, не превышающие в эквиваленте десяти тысяч долларов. Для фирм-резидентов депутаты предусмотрели и небольшую поблажку. Если поправки вступят в силу, то некоторые виды расчетов эти фирмы смогут проводить без использования банковских счетов.
Сейчас ввоз в страну рублей неограничен.
Арбитры разрешили инспекторам нарушить положения статьи 70 Налогового кодекса. Согласно этой статье налоговики имеют право направлять требование о погашении недоимки не позднее трех месяцев по истечении срока уплаты налога. Однако, по мнению судей, ревизоры не могут принудительно взыскивать неуплаченный налог до получения декларации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2005 г. № А42-12594/04-29). Таким образом, если фирма опоздала с отчетом, требование о перечислении недоимки она может ожидать в течение трех месяцев после его сдачи.
Предприниматели, начиная с 2006 года, смогут относить на себестоимость 10 процентов стоимости капвложений. А остальные 90 процентов будут амортизироваться в установленном порядке. Накануне депутаты Госдумы в третьем чтении одобрили такие поправки в 25 главу Налогового кодекса. По словам же замминистра финансов Сергея Шаталова, «Минфин готов пойти даже на то, чтобы распространить это правило на 2005 год».
Комментируя слова замминистра, директор экономических программ Общественной организации предпринимателей «Деловая Россия» Андрей Неведеев пояснил в разговоре с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты», что «позиция чиновников в этом вопросе вполне объяснима. Ведь очевидным является то, что предприниматели в ожидании приятных изменений явно захотят подождать следующего года, заморозив строительство объектов. Кроме того, это абсолютно не противоречит законодательству, которое гласит, что ухудшать положение налогоплательщиков нельзя, а улучшать можно».
12.05.2005
Если конкретные смягчающие обстоятельства прямо не перечислены в Налоговом кодексе, то принимать их во внимание при рассмотрении дела о нарушении налогового законодательства арбитры не обязаны. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Московского округа от 13 апреля 2005 г. № КА-А40/1774-05. Дело в том, пункт 1 статьи 112 кодекса предоставляет суду лишь такое право. Требовать же признания в обязательном порядке каких-либо не прописанных в кодексе смягчающих обстоятельств фирма не может.
Если фирма занимается экспортной деятельностью и одновременно продает товары на внутреннем рынке, то порядок ведения раздельного учета по НДС она вправе закрепить в своей учетной политике (письмо Минфина от 14 марта 2005 г. № 03-04-08/48). Дело в том, что правила ведения учета в подобной ситуации Налоговым кодексом не установлены. Следовательно, организация может самостоятельно определить такой порядок, не опасаясь, что такие действия войдут в противоречие с законодательством.
По мнению финансистов, раздельный учет по НДС должен вестись на основе бухгалтерских данных о себестоимости готовой продукции.
Федеральная таможенная служба выбрала 56 терминалов, которые до конца года будут обязаны перейти на систему электронного декларирования товаров. Об этом в ходе работы круглого стола «Партнерские отношения «Таможня–бизнес» сообщил глава ФТС Александр Жерихов. Он подчеркнул, что если конкретные терминалы по какой-либо причине не успеют этого сделать, то попросту лишатся права таможенного оформления грузов. 16 складов временного хранения, сосредоточенных в Московском регионе и занимающихся таможенным оформлением бытовой техники и электроники, должны перейти на «электронку» до 1 сентября. По мнению чиновника, внедрение системы предварительного электронного декларирования позволит сократить процедуру оформления груза до двадцати минут, а также поможет бороться с бюрократизмом и коррупцией в таможенной службе.
Заместитель руководителя ФТС Леонид Лозбенко пояснил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты», что перевод терминалов на систему электронного декларирования проводится в рамках концепции развития таможенной службы, разработанной по поручению Германа Грефа. Одним из основных принципов концепции, по словам чиновника, является «переход от тотального контроля товаров к контролю информации о товарах». В случае принятия концепции таможенное вмешательство при обработке грузов сократится не менее чем в шесть раз, экономия для предпринимателей составит миллионы долларов, уверен Лозбенко. При этом он особо отметил, что приоритетным направлением Федеральной таможенной службы является создание комфортных условий для малого и среднего бизнеса.
Если фирма не перечислила в бюджет все положенные платежи, то для того чтобы обратиться в суд с иском о взыскании с нее недоимки, у налоговой инспекции есть лишь 6 месяцев. Этот срок является пресекательным, то есть не подлежит восстановлению. Такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС от 12 апреля 2005 года № 14452/04.
В рассматриваемом деле налоговики попытались взыскать с фирмы недоимку по страховым взносам в ФСС, образовавшуюся по состоянию на 1 января 2001 года. В суд ревизоры обратились спустя почти 2 года. Тем не менее в трех инстанциях фирма проиграла.
Поддержку организация смогла найти у судей ВАС. Отменив решения предыдущих инстанций, арбитры сослались на пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса. В нем установлен 6-месячный срок для обращения налогового органа в суд с аналогичным требованием к физическим лицам. По мнению судей ВАС, этой нормой следует руководствоваться также и в отношении юридических лиц.
Чиновники передумали уравнивать сроки, в течение которых можно оспорить недействительные сделки. Так, накануне правительство одобрило поправки в статью 181 Гражданского кодекса, сокращающие с десяти лет до трех срок исковой давности по приватизационным сделкам. Министр юстиции Юрий Чайка, представляющий законопроект, подчеркнул, что при корпоративных конфликтах, например, если один из контрагентов не имеет нужной лицензии, подать иск об отмене сделки можно будет, как и прежде, в течение года с момента, когда об этом нарушении стало известно.
Напомним, что поправки в 181 статью Гражданского кодекса, которые Кремль отправил на согласование в правительство, устанавливали трехлетний срок давности по всем недействительным сделкам.