111222
Как это обычно бывает, точкой отсчета для рассматриваемых событий стала налоговая проверка. Проведя «камералку» по декларации по налогу на прибыль, представленной обществом за I квартал 2006 года, ревизоры приняли решение о привлечении фирмы к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса. Дело в том, что отчетность по месту нахождения обособленного подразделения была подана обществом спустя более чем 180 дней с момента установленного срока. Собственно говоря, своей вины компания не отрицала и причитающиеся налог и пени уплатила, однако размер непосредственно штрафных санкций показался ей чрезмерным. Налоговики же, что называется, «включили счетчик» по полной: от фирмы требовалось уплатить почти семь миллионов рублей. Не согласившись расстаться со столь крупной суммой, общество обратилось в суд с просьбой к арбитрам учесть смягчающие обстоятельства и снизить размер налоговой санкции. Также компания подала ходатайство о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой юридических услуг.
Прежде всего общество ссылалось на то, что факт правонарушения оно выявило самостоятельно, самостоятельно же представило и налоговые декларации. Кроме того, им были добровольно перечислены налог и пени, подлежащие уплате в связи с просрочкой налогового платежа. По мнению фирмы, с учетом данных обстоятельств, она вполне заслуживала «снисхождения».
Стоит отметить, что в перечне смягчающих обстоятельств, перечисленных в статье 112 Налогового кодекса, факторы, на которые указывала компания, не присутствуют. В нем поименованы лишь:
Однако есть и еще одни пункт, который звучит следующим образом:
Таким образом, притязания компании отнюдь не были лишены оснований, что подтвердилось при рассмотрении дела уже первой судебной инстанцией. Арбитры снизили размер штрафных санкций до 500 тысяч рублей и взыскали с налоговиков часть понесенных обществом судебных расходов. Однако налоговики с подобным исходом не смирились, решив и дальше отстаивать свою позицию; однако ни апелляционная, ни кассационная жалобы не имели успеха.
Главным доводом ревизоров послужил тот факт, что при рассмотрении материалов проверки общество о смягчающих обстоятельствах не заявляло и применять их не просило. Вместе с тем, по мнению налоговиков, бремя доказывания смягчающих обстоятельств лежит непосредственно на виновном лице. Не давал компании права на «снисхождение», как считают инспекторы, и тот факт, что ею представлялась отчетность и уплачивался налог по месту нахождения головной организации. Кроме того, ревизоры уверяли, что при рассмотрении итогов проверки общество свою вину так и не признало. Следовательно, убеждали контролеры, нет причин для уменьшения наложенных штрафных санкций. А раз налогоплательщик был привлечен к ответственности правомерно и оспариваемое решение является законным, то у суда нет никаких оснований для взыскания с инспекции судебных издержек. Однако судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 12 мая 2008 г. по делу № А56-27789/2007 разбили все доводы налоговиков в пух и прах.
Арбитры напомнили ревизорам про пункт 7 статьи 101.4 Налогового кодекса. Согласно данному положению в ходе рассмотрения акта о налоговом правонарушении и других материалов руководитель инспекции или его зам совершают следующие действия:
В связи с этим, подчеркнули служители Фемиды, исследование обстоятельств, в том числе смягчающих ответственность налогоплательщика, согласно Налоговому кодексу — прямая обязанность ревизоров. Кроме того, арбитры указали, что раз общество не оспаривает факта допущенного правонарушения, стало быть, вину свою признает, несмотря на то, что инспекция утверждает обратное. В то же время все перечисленные обществом доводы судьи признали «сглаживающими вину». Таким образом, резюмировали арбитры, судьи первой и апелляционной инстанций правомерно снизили размер налоговой санкции на основании пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса. Ведь согласно правовой позиции Пленума Верховного суда и Высшего Арбитражного Суда, если при рассмотрении дела обнаружено хотя бы одно смягчающее обстоятельство, суд обязан уменьшить размер штрафных санкций не менее чем в два раза (п. 19 постановления пленума ВС, Пленума ВАС от 11 июня 1999 г. № 41/9).
На сколько вырастет налоговая нагрузка малого бизнеса (МСП) с 2026 года
Увольнение работника в связи с призывом на срочную службу осенью 2025 года
Отчетность в налоговую и СФР по итогам 3-го квартала 2025 года
Ответственность за просрочку или отказ от поставки
Как заполнить 6-НДФЛ за 9 месяцев 2025 года, если зарплата за сентябрь выплачена октябре?
Комментарии (0)
Оставить комментарий