111222
Межправительственное соглашение, регулирующее порядок расчета НДС и акцизов между государствами-побратимами, подписано Россией и Белоруссией 15 сентября 2004 года и ратифицировано нашей страной Законом от 28 декабря 2004 г. № 181-ФЗ. Вместе с тем в статье 5 документа указывается, что правила взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг должны быть оформлены отдельным протоколом. До вступления же в силу последнего фирмам, имеющим белорусских партнеров, надлежит руководствоваться нормами национального законодательства. И вот спустя более трех лет Законом от 1 апреля 2008 г. № 34-ФЗ Россия ратифицировала соответствующий Протокол, подписанный сопредельными государствами еще 23 марта прошлого года. Как указано в самом документе, он вступит в силу с первого числа месяца, следующего за тем, в котором по дипломатическим каналам получено последнее письменное уведомление о выполнении странами всех необходимых внутригосударственных процедур для введения его в действие (ст. 7 Протокола).
Как установлено российским налоговым законодательством, одним из основных критериев, при котором та или иная реализация работ или услуг приводит к возникновению объекта обложения НДС, — это осуществление таких операций на территории Российской Федерации. По существу, тот же принцип заложен и в подписанном странами-побратимами Протоколе. Налоговую базу, ставку налога, порядок его взимания, а также льготы, фирмам предписывается определять в соответствии с законами, принятыми в государстве, территория которого будет признана местом реализации. Однако если на сегодняшний день, чтобы понять, необходимо или нет уплачивать российский НДС по операциям с белорусскими партнерами, компании обращаются к статье 148 Налогового кодекса, то с момента вступления Протокола в силу они должны руководствоваться статьей 3 этого документа.
Итак, если оказываемые услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, то место их реализации устанавливается по месту нахождения данной недвижимости. К таковым, в частности, относятся строительные, монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, а также аренда и наем объектов недвижимого имущества.
Впрочем, если предоставляемые услуги тесно связаны с движимым имуществом, то местом реализации также будет признана территория, на которой оно находится. В данном случае речь идет о таких работах, как монтаж, сборка, обработка, переработка, ремонт и др.
Местом реализации услуг в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта считается территория того государства, на которой они предоставляются.
По месту нахождения покупателя место реализации определяется в отношении следующих услуг:
Во всех остальных случаях местом реализации признается страна нахождения подрядчика. Под эту категорию подпали, в частности, услуги по перевозке пассажиров и принадлежащих им товаров, и другой продукции (в том числе товары, помещенные под таможенный режим транзита), осуществляемые посредством транспортных средств, трубопроводов и линий электропередачи. Кроме того, сюда входят также услуги по аренде и лизингу транспортных средств как с экипажем, так и без него.
Документами, которые подтвердят выполнение перечисленных работ и услуг, согласно статье 6 Протокола являются копии контракта и иных бумаг, указывающих на факт выполнения работ (услуг).
Наиболее принципиальные изменения, безусловно, коснулись услуг по перевозке. По общему правилу они облагаются российским НДС только при соблюдении сразу двух условий:
Однако в отношении услуг, оказываемых белорусским товарищам, российские фирмы-перевозчики теперь должны будут уплачивать НДС в любом случае.
Еще одно заметное нововведение — местом реализации работ (услуг) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации согласно Протоколу является территория подрядчика. Дело в том, что отдельно данные услуги в статье 3 документа не поименованы, а значит, подпадают под категорию «всех остальных». Вместе с тем по правилам Налогового кодекса местом реализации в подобном случае признается Россия, если именно здесь осуществляет деятельность покупатель услуг. В свою очередь это означает, что российские компании, выполняющие подобные работы для белорусских контрагентов, теперь должны уплачивать российский налог на добавленную стоимость. А фирмы, приобретающие такие услуги у партнеров из сопредельного государства, могут больше не исполнять обязанности налогового агента по НДС.
Особый режим налогообложения предусмотрен протоколом для услуг по изготовлению товаров, вывозимых с территории одного государства на территорию другого. Согласно статье 4 Протокола оказание таких услуг признается экспортом. Полученная подобным образом продукция при импорте облагается косвенными налогами в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (приложение к Соглашению).
При этом работы и услуги по переработке товаров с последующим их вывозом, а также работы и услуги по ремонту, модернизации и переоборудованию специально ввезенных транспортных средств также с последующим их вывозом облагаются НДС согласно нормам Раздела II Приложения, то есть аналогично экспорту товаров в Белоруссию.
Документами, подтверждающими факт выполнения «товарных» работ, послужат:
Напоследок напомним, что новые правила подлежат применению только в отношении тех работ и услуг, которые будут выполнены или оказаны уже после вступления в силу Протокола.
Комментарии (0)
Оставить комментарий