111222

Как сблизить бухгалтерский и налоговый учет?

22.02.2008   |   0Оставить комментарий
Перед началом нового года каждая организация сталкивается с проблемой составления или корректировки основополагающего документа по ведению учета — учетной политики. Самой важной проблемой при этом является максимальное сближение между бухгалтерским и налоговым учетом. В этой статье мы рассмотрим основные принципы сближения бухгалтерской и налоговой учетной политики и, в частности, их «доходные» части.

Совмещение бухгалтерского и налогового учета возможно только в случае, если налоговый учет ведется методом начисления. Ведь при кассовом методе учета это невозможно, поскольку в этом случае не совпадают требования бухгалтерского и налогового учета в отношении момента отражения хозяйственных операций.

Начнем с основных различий бухгалтерского и налогового учета.

«Прибыльная» политика

Перед налоговым учетом стоит основная задача — исчисление налога на прибыль. При этом учетная политика для целей налогообложения формируется исходя из требований Налогового кодекса, в соответствии с которыми данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В связи с этим перед организацией не возникает необходимости расчета прибыли в привычном для бухгалтера понимании, а именно как часть дохода, отражающего финансовый результат деятельности организации, которым могут распоряжаться собственники. Величина такой прибыли формируется только в бухгалтерском учете.

Прибыль в целях налогообложения — это величина, которая служит базой для расчета налога на прибыль.

Соответственно в налоговом учете отражаются не все хозяйственные операции и не все расходы, а только учитываемые в целях налогообложения и в пределах установленной суммы.

внимание

Основным организационным отличием двух форм учета является то, что систематизированная в бухгалтерских регистрах информация отражается на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, а сгруппированная в налоговых регистрах — в расчете налоговой базы без распределения по счетам бухгалтерского учета.

При этом необходимо учитывать, что, несмотря на то что в главе 25 Налогового кодекса установлены свои правила расчета доходов и расходов, общим с бухгалтерским учетом является следующее:

  • доходы и расходы определяются на основе тех же первичных документов, оформляющих проводимые организацией хозяйственные операции;
  • факты хозяйственной деятельности отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

При этом формы регистров, применяемых в целях расчета налога на прибыль, и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются организацией самостоятельно и устанавливаются в приложениях к учетной политике организации для целей налогообложения.

На практике часто применяется подход, когда в бухгалтерские регистры вводятся дополнительные реквизиты и графы, необходимые для ведения налогового учета.

В указанные дополнительные графы в случаях, когда правила формирования данных в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, переносятся суммы, полученные в бухгалтерском учете.

Также целесообразно выделять отдельно и показывать в разных графах прямые и косвенные расходы.

это важно

Для сближения налогового и бухгалтерского учетов организации следует предпринять все меры для того, чтобы доходы и расходы в обоих учетах были отражены одинаково — в одной сумме и на одну дату.

Таким образом, бухгалтерские регистры, содержащие данные для налогового учета, следует привести к той форме, которая позволит отражать в них первичные документы одновременно для бухгалтерского и налогового учета.

Меры по сближению

Поскольку показатели в целях налогообложения могут отличаться по сумме и дате признания от сумм в бухгалтерском учете, то возникает задача — сблизить порядок отражения отдельных видов доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Такими мерами являются:

  • заключение договоров с контрагентами (покупателями, поставщиками, кредитными организациями и т. д.) на соответствующих условиях;
  • выбор соответствующих методов бухгалтерского и налогового учета и принятие соответствующих положений учетной и налоговой политики.

Соответствующие, то есть приводящие к единообразному учету доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете, условия договоров и положения учетной политики будут рассмотрены ниже применительно к конкретным видам доходов и расходов для примера. Для начала рассмотрим общие положения по учетной политике организации.

Нормативные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, предусматривают варианты учета тех или иных объектов. Следует воспользоваться предоставленным правом и выбрать те из них, которые максимально приближают порядок их отражения в бухгалтерском учете к требованиям налогового законодательства.

Подчеркнем, что речь идет о способах учета, вариантность которых предусмотрена нормативными документами.

Таким образом, нормы бухгалтерского учета и в определенной мере налогового законодательства допускают вариантность в отношении хозяйственных операций.

Поэтому для совмещения бухгалтерского и налогового учета надо выбрать и закрепить в учетной политике такой вариант, при котором конкретный доход или расход отражается в обоих учетах одинаково.

О доходах

Все доходы, полученные организацией, учитываются при расчете налога на прибыль, кроме тех, которые поименованы в статье 251 Налогового кодекса.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также от реализации основных средств, иного имущества при исчислении налога на прибыль могут быть приняты по данным бухгалтерского учета.

Поскольку эти доходы отражены на двух счетах (90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»), то в целях налогообложения следует сформировать регистр налогового учета доходов от реализации, в который будут перенесены данные этих счетов.

При этом не будут учитываться доходы, полученные при осуществлении деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Суммы доходов в целях налогообложения должны быть представлены в регистре без сумм НДС и сгруппированы в разрезе тех видов доходов, которые предусмотрены в декларации по налогу на прибыль.

Вне реализации

В налоговом учете к внереализационным доходам относятся доходы от деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией.

В бухгалтерском учете им соответствуют прочие доходы, не являющиеся доходами от обычных видов деятельности.

Большинство внереализационных доходов в налоговом учете может быть принято по данным бухгалтерского учета. Рассмотрим те виды внереализационных доходов, которые имеют особенности при налогообложении или требуют специальных пояснений по порядку их определения.

Например, в налоговом учете доходы от передачи имущества в аренду отражаются в составе внереализационных доходов в том случае, если такие доходы не определяются организацией как доходы от реализации.

То же самое относится к доходам от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств индивидуализации, в частности, таким как доходы от предоставления прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности.

В бухгалтерском учете указанные доходы отражаются в качестве прочих доходов в случаях, когда предоставление активов во временное пользование за плату не является предметом деятельности организации.

Следовательно, доходы от сдачи имущества и имущественных прав во временное пользование в налоговом и в бухгалтерском учете могут быть отнесены к одному виду доходов в одних и тех же случаях.

Но ни в налоговом законодательстве, ни в нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет, не указаны критерии, обязывающие организации отражать эти доходы тем или иным образом. Такое решение должно быть принято организацией и закреплено в приказах об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета.

При этом если организация осуществляет операции по передаче имущества в аренду (субаренду) на постоянной (систематической) основе, то доходы от таких операций учитываются как доходы от реализации, а если операции по передаче имущества в аренду носят разовый характер, то доходы учитываются в составе внереализационных доходов.

В целях совмещения налогового и бухгалтерского учета этот же критерий целесообразно использовать и в бухгалтерском учете.

Поэтому, если организация предполагает осуществить более одной сделки (заключить два и более договора) по сдаче имущества в аренду в течение налогового периода, в приказе по учетной политике в целях налогообложения можно отразить следующее:
«Доходы от сдачи имущества в аренду учитываются как доходы от реализации».

В соответствующий приказ по бухгалтерскому учету вносится запись:
«Доходы от сдачи имущества в аренду учитываются как доходы от обычных видов деятельности».

Если организация предоставляет в пользование права на результаты интеллектуальной деятельности, получает иные аналогичные доходы, то в приказы по учетной политике вносятся схожие положения.

М. Антонова, ведущий консультант отдела консалтинга ООО «ФинЭкспертиза»

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
50940 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий