111222
С 1 января 2007 года благодаря Закону от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ из налогового законодательства было убрано понятие «встречные проверки». Однако истребовать документы у контрагентов все так же возможно — на основании вновь введенной статьи Налогового кодекса 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».
Согласно представленным в ней нормам инспекторам дано право требовать документы у контрагентов или у иных лиц не только в рамках проведения налоговой проверки. Ревизоры также вправе запросить документы при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК) или если возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК).
Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов утвержден приказом ФНС от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@. Согласно этому приказу запрос документов осуществляет инспекция по месту учета налогоплательщика. Для этого организации, у которой требуется получить информацию, направляются требование и копия поручения, присланного из «дружественной» инспекции. При этом из текста поручения станет известно, при проведении каких мероприятий (или же в связи с какой конкретной сделкой) возникла необходимость в предоставлении информации (п. 3 ст. 93.1). Заметим, что информация о сделке может включать сведения о сторонах этой сделки, ее предмете, и об условиях ее совершения (письмо Минфина от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209).
Налогоплательщик, получивший требование, обязан исполнить его в течение пяти рабочих дней. Правда, увеличить этот срок тоже возможно: инспекция по ходатайству фирмы, у которой истребованы документы, вправе увеличить срок предоставления информации (п. 5 ст. 93.1). Документы передаются в виде заверенных (подписью руководителя или заместителя и печатью организации) копий (п. 2 ст. 93 НК). При этом возвращать эти копии налоговый орган не обязан (письмо Минфина от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-327).
Отметим также тот факт, что конкретного перечня информации, которую могут запросить контролеры, законодательство не содержит. Так что фактически это могут быть любые документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информация относительно конкретной сделки (письмо Минфина от 11 октября 2007 г. № 03-02-07/1-438).
Тайна банковского счета и вклада, операций по счету и сведений о клиенте гарантирована статей 857 Гражданского кодекса. Соблюдать ее — обязанность всех без исключения кредитных учреждений. Однако некоторые случаи, когда эта информация может всплыть, все же есть, и связаны они с работой проверяющих.
Так, согласно пункту 2 статьи 86 Налогового кодекса банки обязаны в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса из инспекции выдать справку о наличии у организации или индивидуального предпринимателя счетов, об остатках денежных средств на них и выписки по операциям. Порядок направления соответствующих запросов в банк, а также их форма утверждены приказом ФНС от 5 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/829@.
Указанные выписки могут быть запрошены налоговиками и в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций и индивидуальных предпринимателей. Причем перечень документов и сведений, которые инспекторы фактически могут запросить у банка, также законодательно не ограничен. Подтверждается это и в письме ФНС от 25 июля 2007 г. № 06-1-04/496@. Чиновники разъяснили, что в рамках проведения подобной проверки банк фактически выступает в роли контрагента проверяемой организации. Следовательно, на основании статьи 93.1 Кодекса налоговики вправе истребовать у него любые документы и сведения, касающиеся предмета проверки.
А вот о том, что непосредственный запрос в банк должна будет в этом случае направить именно та инспекция, в которой он состоит на учете, говорится в письме Минфина от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-265. Ведь, как и для всех прочих контрагентов проверяемой фирмы, для кредитных учреждений действует порядок запроса, предусмотренный статьей 93.1 Налогового кодекса. Дело в том, что указанное истребование документов или информации является самостоятельным мероприятием налогового контроля и никак не связано с установленной статьей 86 Налогового кодекса обязанностью банков представлять информацию о клиентах (письма Минфина от 9 октября 2007 г. № 03-02-07/1-433, ФНС от 25 июля 2007 г. № 06-1-04/494@).
Отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов, равно как и непредставление этих бумаг в установленные сроки, является правонарушением. В соответствии со статьей 129.1 Налогового кодекса штраф, который может быть наложен на организацию за подобное своеволие, для первого раза составляет 1000 рублей. Повторное «несодействие» инспекторам в течение года грозит взысканием штрафа в размере уже 5000 рублей. Наказать в этом случае могут и руководителя организации: размер штрафа, который повлекут за собой подобные действия, для должностного лица составляет от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП).
Комментарии (0)
Оставить комментарий