Зарплатные комиссии впадают в спячку?

Зарплатные комиссии впадают в спячку?

09.07.2010 распечатать

Раньше инспекторы «охотились» за ЕСН, а потому их настораживали низкие зарплаты, посредством которых работодатели избегали больших сумм соцналога. На сегодняшний день ЕСН перестал существовать, а на его место пришли страховые взносы, администрирование которых вменено внебюджетным фондам. Значит ли это, что теперь проверяющих будут смущать не низкие, а высокие зарплаты, так как они, посуществу, отрицательно влияют на государственную казну выяснила Дарья Сахарова редактор-эксперт журнала «Расчет» у Владимира Кривопустова, юриста и консультанта по налогам и сборам.

Зарплатные комиссии больше не должны тревожить умы налоговиков. Но вместе с тем возникла противоположная ситуация. Известно, что затраты на оплату труда включаются в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, а при достижении суммы оплаты труда одного работника отметки в 415 000 рублей взносы уже не начисляются.

– Владимир, как Вы считаете, изменится ли тенденция, перейдут ли зарплатные комиссии к фондам и как работодатели будут строить систему оплаты труда в сегодняшних условиях?
– На мой взгляд, рассуждать и строить какие-либо прогнозы пока рано. Но, тем не менее, могу предположить, что полезность и необходимость зарплатных комиссий все же ставится под вопрос. Инспекциям действительно теперь неинтересно, какую сумму в виде взносов налогоплательщик перечислит в фонды, так как администрирование и контроль за данными платежами отдан ПФР, ФСС, ФОМС.

– В таком случае логично было бы передать и зарплатные комиссии фондам?
– Возможно, но в ближайшее время работники налоговых служб и фондов вряд ли будут обеспокоены этой задачей. Вы же знаете, что первостепенной целью на сегодняшний день служит налаживание самого процесса сбора страховых платежей. Сейчас и налоговики, и организации, и фонды находятся на переходном этапе. Существует еще достаточно недопонимания между этими тремя «лагерями», и вопрос о проверках, а тем более тщательном изучении уровня зарплат в компании пока остается «за кадром». Но, конечно, это все временно.

Если полномочия проводить зарплатные комиссии и передут к ПФР, то это произойдет не раньше следующего года.


– И как скоро внебюджетные фонды будут готовы приступить к зарплатным ревизиям, по Вашему мнению?
– Определенно не раньше октября – декабря этого года, а то и позднее. Им же нужно собрать некую статистику, информацию по прошедшему году. Только после анализа этой информации можно будет думать о необходимости построения каких-либо контролирующих мероприятий.

– Представим, что зарплатные комиссии все-таки будут требовать от работодателей соразмерных окладов и перечисления соответствующих им страховых взносов. Но, выходит, что высокие зарплаты вызовут подозрение у налоговой, так как от данных операций пострадает база по прибыли, которую работодатели правомерно будут уменьшать на соответствующие суммы.
– То, что ПФР и ФНС еще долго будут пересекаться в своих действиях – это факт. Действительно, получается, что цели у данных структур диаметрально противоположные. Но все-таки не стоит забывать о праве работодателя самостоятельно устанавливать оплату труда в компании, ориентируясь исключительно на провозглашенный законом прожиточный минимум и собственный взгляд на рынок труда и систему мотивации. По большому счету, руководство может всем сотрудникам поставить оклад в 6000 рублей и спать спокойно.

– А как в таком случае он обоснует равенство зарплат всех сотрудников? Не может же, например, оператор на телефоне и генеральный директор зарабатывать одни и те же деньги?
– Конечно, вышеприведенный пример – это в некотором роде идеализация. Но с другой стороны, ничего незаконного в данной системе оплаты труда я не вижу. Не стоит забывать, что мотивировать сотрудников можно также премиями, бонусами, процентами от продаж и так далее.

Итак, после беседы с консультантом по налогам и сборам Владимиром Кривопустиным мы пришли к выводу, что допросы с пристрастием по поводу соразмерности окладов и страховых взносов со стороны налоговиков проводиться будут вряд ли. Само собой, это не значит, что «государственное око» не следит за плательщиками взносов. Время и статистика покажут, какие контрольные мероприятия необходимо будет проводить фондам ради эффективности произошедших изменений.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.