Запретные игры с «нулевым» НДС

Запретные игры с «нулевым» НДС

23.01.2008 распечатать

Проблема ставки НДС уже давно набила оскомину и перевозчикам и экспортерам. Одни боятся использовать нулевую ставку, ожидая, что представители ФНС доначислят налог. Другие опасаются уплачивать НДС по ставке 18 процентов, сетуя на отказ в вычете. Очевидно, что в этой непростой истории прав может быть кто-то один. Осталось разобраться, кто.

Экспорт к «нулю» готов!

Операции по экспортным перевозкам товаров на железнодорожном транспорте законодательно отнесены в разряд льготных в части, касающейся уплаты НДС. Ведь в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, расчетная ставка налога на добавленную стоимость в данном случае составляет 0%. Основная проблема для налогового учета в подобных ситуациях кроется в неясности: с какого же момента вывозимый за границу товар правомерно считать экспортируемым?

Мнения перевозчиков и экспортеров относительно данного вопроса разнятся. Первые утверждают, что товар приобретает статус экспортируемого в тот момент, когда он помещен под таможенный режим. Вторые же убеждены, что для применения «нулевого» НДС достаточно зафиксировать в железнодорожной товарно-транспортной накладной тот факт, что товар подлежит вывозу за рубеж.

Не так давно в ситуацию вмешалось главное финансовое ведомство страны, в результате чего увидело свет письмо Минфина от 5 декабря 2007 г. № 03-07-08/351. Фактически своим комментарием данной проблемы чиновники поддержали позицию перевозчиков, посчитав, что экспортируемым товар становится с момента его помещения под соответствующий таможенный режим. Причем в части определения даты, с которой операции по перевозке товара за границу «освобождаются» от НДС, финансисты ссылаются на положения Таможенного кодекса. Так, в пункте 3 статьи 157 данного закона указано, что в качестве даты помещения товаров под таможенный режим принимается день их выпуска таможенным органом. Кстати говоря, именно этим числом происходит и окончательное оформление грузовой таможенной декларации — на документе проставляется штамп «Выпуск разрешен». До этого времени (пока товар, подлежащий вывозу за рубеж, не прошел все таможенные процедуры) чиновники обозначили необходимость перевозчиков уплачивать НДС по 18-процентной ставке.

Что касается даты составления товарно-транспортной накладной, на которую так уповают экспортеры, в целях налогообложения ее использовать попросту невозможно. И прежде всего потому, что такая «первичка» создается задолго до «растаможки» товаров, а значит, еще до того, как возникло право на применение нулевой ставки НДС.

Можно ли откреститься от «нуля»?

Однако на практике можно встретить весьма пикантные ситуации. Например, когда железнодорожник, экспортируя за пределы нашей страны товары, попросту не захотел связываться с подтверждением нулевой ставки НДС, выставив экспортеру счет-фактуру с указанием 18-процентного налога. Разумеется, последнему такое развитие ситуации отнюдь не на руку. Закономерно, что экспортер может пожелать возмещения из казны средств, уплаченных по данным операциям в бюджет. Вопрос в том, сможет ли этот участник сделки претворить в жизнь свои чаяния?

Начнем с того, что перевозчик изначально не вправе по своему усмотрению изменять установленную законодательством ставку налога. Иначе говоря, применение им к операциям по реализации услуг транспортировки 18-процентной ставки претит положениям Налогового кодекса. Такие сужения приведены в постановлении ВАС от 20 декабря 2005 г. № 9263/05. Руководствуясь ими, судьи посчитали, что экспортер не вправе заявлять сумму такого налога к вычету. В результате вердикт арбитров оказался для экспортера крайне невыгодным, поскольку в удовлетворении ходатайства о возмещении из бюджета уплаченных сумм НДС ему было отказано.

Т. Еркова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.