Заполнение справки о стоимости выполненных работ и затрат

19.03.2015 распечатать

Разъяснено, какие формы первичных учетных документов являются обязательными к применению.

Финансисты сообщают: после вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 402-ФЗ), обязательными к применению продолжают оставаться формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов. Эта позиция не встречает возражений — она соответствует статье 4 Закона № 402-ФЗ. В ней установлено, что законодательство РФ о бухгалтерском учете включает все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты. Однако как применить эту норму к приказам Минстроя России — авторы комментируемого письма не разъяснили. Из содержания приказов не усматривается, на основании каких федеральных законов они приняты.

Названные приказы Минстроя адресованы высшим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, которые являются получателями субсидий из федерального бюджета, но никак не подрядчикам строительства.

Такие органы обязаны представлять в Минстрой справки по форме КС-3, удостоверяющие освоение бюджетных средств.

Приказами № 11/пр и № 298/пр подрядчики не руководствуются. Они действуют на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно статье 34 (п. 11, п. 13) данного закона:

  • для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые условия контрактов;
  • в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), оформления результатов такой приемки.

Минстрой России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.

При исполнении контрактов подрядчики будут оформлять документацию в соответствии с установленными в них требованиями, а вовсе не в соответствии с Приказами № 11/пр и № 298/пр. И если контракт обязывает подрядчика ежемесячно представлять справки КС-3, то это условие он обязан выполнить невзирая на всеобщую необязательность унифицированных форм. Аналогичные разъяснения мы обнаружим в письме Минфина России от 11.12.2014 № 02-06-05/64022. В нем сообщается: если условиями контрактов с государственными (муниципальными) учреждениями предусмотрено представление форм первичных документов установленной формы, то обязанность соблюдения такой формы является неотъемлемой частью контракта.

Назначение справки КС-3

Обязанность по составлению справок по форме КС-3 может быть установлена любым договором подряда (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Постановлением Госкомстата России, утвердившим форму КС-3, ее назначение раскрывается не в полной мере. В нем лишь сообщается, что она «применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы». Впрочем, такая формулировка не вполне корректна — правильнее говорить о расчетах между заказчиком и подрядчиком строительства (п. 2 ст. 861 ГК РФ).

Справка КС-3 фиксирует стоимость работ с начала выполнения договора — нарастающим итогом, а также за последний отчетный период (как правило, это календарный месяц). Эта форма применяется по договорам длительного характера в целях их равномерного финансирования. Причем до завершения работ по договору в целом, то есть до передачи заказчику результата работ, оплата на основании таких справок является предварительной, то есть представляет собой авансы по договору.

Определение результата выполненных работ по договору подряда содержит пункт 1 статьи 721 Гражданского кодекса РФ. А именно: результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода. Справка КС-3 составляется на основании актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, которые не удостоверяют результат, а лишь характеризуют исполнение сметы. При этом справка КС-3 позволяет оценить готовность работы — объем выполнения в процентах, поэтому их иногда именуют «процентовками».

Договор подряда может предусматривать выплату подрядчику аванса до начала работ. При дальнейшей оплате выполненных работ первоначальный аванс распределяется пропорционально выполнению. При этом такие суммы уменьшают текущие платежи, причитающиеся подрядчику на основании актов КС-2. Соответствующий порядок оплаты закрепляют в договоре (п. 1 ст. 746 ГК РФ).



ПРИМЕР

ООО «Монолит» заключило договор подряда ценой 600 000 руб. (без НДС, т. к. применяет «упрощенку») со сроком исполнения 5 месяцев. Аванс до начала работ — 20% цены. Договор предусматривает ежемесячное составление актов КС-2 и их оплату с зачетом первоначально выплаченного аванса.

Первоначальный аванс составил 120 000 руб.(600 000 руб. х 20%). За 1-й месяц выполнено работ на сумму 200 000 руб. (согласно КС-2 № 1), что составляет 33% (200 000 руб. : 600 000 руб. х 100%) общего объема работ по договору. Следовательно, в соста- ве первоначального аванса отработано 39 600 руб. (120 000 руб. х 33%). В результате зачета этой суммы в оплату выполненных работ к доплате за 1-й месяц причитается 160 400 руб. (200 000 — 39 600). На эту сумму бухгалтер «Монолита» выставил счет заказчику. После его оплаты совокупная сумма аванса достигнет 280 400 руб. (120 000 + 160 400).


Форма КС-3, утвержденная Госкомстатом России, не предусматривает отражения суммы первоначально выданного аванса и суммы, уменьшающей текущее обязательство (за отчетный период) по оплате. Однако в справку можно включить дополнительные строки. На практике подрядчики так и поступают. Приведенный пример иллюстрирует по сути «двухуровневую» систему авансов. Первоначальный, неотработанный аванс выплачивается в твердой сумме. В дальнейшем этот аванс в соответствующей доле уменьшает обязательства по оплате выполненных работ на протяжении срока договора. Причем работы за каждый месяц подлежат оплате исходя из фактически выполненных объемов, заранее неизвестных.

Подрядчик признает обязательства заказчика по оплате выполненных работ лишь в случае применения ПБУ 2/2008. При этом выручку, определенную способом «по мере готовности», принято отражать по счету 46. Для отражения полученных от заказчика авансов разного характера можно использовать субсчета второго порядка к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»: 62.2 — «Расчеты по авансам», в числе которых 62.2.Н — «Авансы неотработанные» и 62.2.В — «Авансы за выполненные работы».


Е.Ю. Диркова, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Налоговые последствия гражданско-правовых договоров

Как составить договор подряда

НДФЛ с авансов по гражданско-правовым договорам

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...