Задача – уменьшить налоговые риски бизнеса

Задача – уменьшить налоговые риски бизнеса

20.06.2006 распечатать

Действующее российское законодательство объемно и противоречиво. Поэтому современным коммерческим предприятиям приходится посвящать немало времени и сил оптимизации налогов. Порой компании так ей увлекаются, что у них уже не остается ресурсов для развития бизнеса. В свою очередь, инспекторы начинают проявлять к фирме повышенное внимание. Как добиться, чтобы компания платила приемлемые налоги и одновременно была в хороших отношениях с инспекторами? Этот и другие вопросы обсуждали участники конференции «Налоговая безопасность бизнеса», которая состоялась в столице. Организаторами мероприятия выступили Группа компаний «Градиент Альфа» и финансовый журнал.

На конференции выступали представители финансово-аналитических служб ведущих российских компаний. Они рассмотрели вопросы, которые в настоящее время волнуют каждого предпринимателя. Среди них – борьба государственных структур со злоупотреблениями в налоговой сфере и ее негативные последствия для бизнес-сообщества. Существенная часть мероприятия была посвящена проблеме обеспечения налоговой безопасности предприятий. Конференцию открыл Павел Гагарин, председатель совета директоров Группы компаний «Градиент Альфа». В своем выступлении он сообщил, что в последнее время налоговая служба стала гораздо тщательнее, чем раньше, проверять фирмы на добропорядочность.

Г-н Гагарин рассказал, какие схемы налоговой оптимизации, популярные среди фирм и коммерсантов, отлично известны контролерам. Это сделки, в которых между покупателем и продавцом товара стоит цепочка посредников (рис. 1, 2, 3, 4).

Именно поэтому за фирмами-однодневками закрепилось еще одно стойкое прозвище – «компании-прокладки». Такие организации чаще всего регистрируют по утерянным паспортам.

Павел Гагарин сообщил присутствовавшим, что налоговая служба достаточно быстро и точно выявляет недобросовестные фирмы, которые работают по представленным на рисунках схемам. Вместе с тем их владельцы часто полностью уверены в своей безопасности. Они полагают, что достаточно открыть однодневкам счета в разных банках, и контролеры не смогут «расшифровать» схему. По мнению г-на Гагарина, такие руководители заблуждаются – на практике инспекторы тесно взаимодействуют с кредитными учреждениями. Поэтому обнаружить фирму, которая жульничает, не составляет для них никакого труда. Так, по банковским операциям компании всегда можно проследить закономерности в движении денег от одной организации к другой. По словам докладчика, все организации, которые целиком или хотя бы частично используют элементы рассмотренных выше схем налоговой оптимизации, автоматически становятся объектом повышенного внимания контролеров.

Г-н Гагарин заметил, что в последнее время подход инспекторов к оценке «налоговой порядочности» коммерсантов несколько изменился. Ранее сотрудники ФНС проверяли, насколько налоговые платежи компании соответствуют ее доходам. Теперь в их арсенале появилось больше возможностей исследовать работу фирмы. Павел Гагарин выделил основные аналитические методы, которые сегодня применяют сотрудники ФНС при исследовании благонадежности компаний.

Первый из них называется «Математическая модель». Применяя этот метод, инспекторы анализируют:

  • виды деятельности компании;
  • суммы оборотов по ее банковским счетам;
  • состав филиальной и торговой сети;
  • штат сотрудников;
  • размер производственных или торговых площадей;
  • признаки холдинга у фирмы;
  • структуру бухгалтерского баланса;
  • операции с наличными деньгами;
  • активы предприятия;
  • взаимоотношения фирмы с контрагентами и обслуживающими организациями.

Второй метод называется «Налоговый портрет». Инспекторов, которые используют его, интересует прежде всего следующее:

  • суммы, виды уплачиваемых организацией налогов и регулярность расчетов с бюджетом;
  • пыталась ли фирма возместить налог из бюджета, подавала ли заявления на возврат ранее уплаченных сумм;
  • уровень официальных зарплат сотрудников;
  • результаты налоговых проверок компании.

Третий метод – «Юридический портрет». Контролеры тщательно выяснят и проанализируют следующую информацию:

  • где находится фирма;
  • есть ли у нее необходимые разрешительные бумаги;
  • в порядке ли уставные документы компании.

Наконец, инспекторы могут сравнивать данные, полученные с помощью первого и второго методов и проверять их на соответствие показателям фирм, которые занимаются аналогичной деятельностью.

Докладчик описал и другие методы работы контролеров. Например, они могут негласно запрашивать информацию из милиции. И конечно же, никуда не исчезли разные виды проверок и такие крайние меры, как замораживание банковских счетов компаний и силовые действия против них (обыски, выемка документов и т. п.).

Коварство контролеров

Следующим выступил Константин Проничев, юрисконсульт Группы компаний «Градиент Альфа». Он рассказал о том, какими методами власть борется с налоговыми нарушениями. По мнению г-на Проничева, действительность такова, что большинство этих мер способны серьезно подорвать работу предприятия. В борьбе с неугодными фирмами у властей появился новый козырь – обвинение в недобросовестности. Константин Проничев заметил, что, если определение данного понятия и соответствующие ему признаки пропишут в законе, это будет противоречить существующей презумпции невиновности. Докладчик предположил, что в результате коммерсантам придется самостоятельно доказывать суду, что они примерные налогоплательщики и их обвинили несправедливо. Ведь презумпция невиновности законодательно закреплена, а презумпция добросовестности – нет.

Поэтому, по мнению г-на Проничева, клеймо недобросовестности может навредить работе фирмы. Ведь, если она докажет суду обратное, это не вернет ей потерянных клиентов. Вот так, казалось бы, безобидная реформа может серьезно усложнить дальнейшую работу предпринимателей. Константин Проничев добавил, что власти смогут объявить компанию недобросовестной по многим причинам. Одним из поводов может быть, например, факт, что контрагенты фирмы нарушают закон. По сути, организации могут обязать отвечать за работу совершенно посторонних компаний.

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», рассказал о правовых аспектах налоговой безопасности компаний. Прежде всего он подчеркнул, что «волшебного» способа, который позволит компаниям полностью оградить свой бизнес от проверок контролеров, не существует.

Г-н Зарипов сообщил, что, как известно, далеко не каждая российская фирма соблюдает законы на 100 процентов. Власти об этом, конечно же, догадываются. Поэтому инспекторы и внедряют новые методы работы, которые позволяют им усилить контроль над бизнесом. Так, государство якобы идет навстречу коммерсантам – снижает налоги. Однако эта «доброта» выливается в жесткий контроль за сбором лишь слегка сниженных налогов. Факт остается фактом – в бюджет должны поступить как минимум те же суммы платежей. А еще лучше, если доходы казны увеличатся.

Вадим Зарипов поделился своими прогнозами относительно ближайших перспектив налогового администрирования. В частности, он коснулся вопроса конфискации имущества. Г-н Зарипов отметил, что власти вряд ли откажутся от этого удобного инструмента воздействия на предпринимателей. Докладчик напомнил присутствовавшим, что государство может взыскать все, что фирма получила по сделке, если она была намеренно «аморальной». Такое право инспекторам предоставляет статья 169 Гражданского кодекса. Очевидно, что нормы морали абсолютно субъективны. Поэтому теоретически контролеры могут конфисковать деньги и имущество компаний практически за любой проступок.

Ольга Сизова, эксперт «Консультанта»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.