Выход из «контрафактного» тупика

Выход из «контрафактного» тупика

29.08.2007 распечатать

Вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию подтолкнуло отечественных чиновников к тому, чтобы всерьез заняться проблемой тотального господства контрафакта на российских рынках. Несмотря на достигнутые и отмеченные зарубежными партнерами успехи, борьба с фальсификаторами еще далеко не закончена. О том, какие меры готовы предпринять в недалеком будущем сотрудники ответственных ведомств, узнали участники научно-практической конференции «Борьба с контрафактом в России», прошедшей недавно в Торгово-промышленной палате РФ.

Реестр восстановит справедливость

Выступавший первым вице-президент ТПП Владимир Страшко справедливо заметил, что в настоящее время отнюдь не только долгожданное принятие России в ВТО диктует как госведомствам, так и общественным организациям линию поведения в отношении «левой» продукции. С другой стороны, считает он, можно наблюдать постоянный рост уровня требований к той или иной продукции со стороны отечественных потребителей, причем претензии к товарам и услугам высказываются ими не кулуарно. Как известно, законодатели попытались одним махом выполнить международный и внутренний социальный заказ, приняв новую, четвертую часть Гражданского кодекса, посвященную исключительно защите прав на интеллектуальную собственность. Однако реально работать она начнет лишь при поддержке целого ряда вспомогательных нормативных документов и реестров. Так, по словам все того же Страшко, доказать свои исключительные права на какую-либо продукцию или изобретение предпринимателям станет проще, если они предъявят выписку из единого реестра авторских и смежных прав. Предложение о его создании вслед за участниками комиссии по защите интеллектуальной собственности при федеральном правительстве поддержал Президиум Торгово-промышленной палаты России. По мнению представителя ТПП, новый реестр станет серьезным оружием в борьбе с посягающими на чужую собственность распространителями фальсификата, в том числе и для работников правоохранительных ведомств. Вести списки владельцев авторских прав, по словам докладчика, способны с равным успехом как госструктуры, так и вновь образованные некоммерческие организации. В заключение своего выступления Страшко пообещал, что палата не оставит «пиратов» в покое и обязательно продолжит генерировать законодательные инициативы.

Элементарная защита

В отличие от предпринимательских общественных организаций борьба с контрафактом для таможенников — дело не бумажное, а самое что ни на есть реальное и рутинное. Именно они первыми встречают тот вал низкокачественной продукции, которым стремятся заполонить российские рынки не слишком добросовестные бизнесмены. Представлявший ФТС на форуме заместитель начальника отдела интеллектуальной собственности Олег Ашурков рассказал собравшимся о накопленном его коллегами опыте защиты интересов истинных хозяев фирменной продукции. Он, впрочем, оговорился, что таможня старается минимизировать потери не только правообладателей, но одновременно и государственного бюджета, недополучающего по вине «пиратов» немалые средства.

Итак, любой гражданин или организация, полагающие, что при перемещении через границу их авторские права были нарушены, могут, по словам Ашуркова, подать заявление в ФТС о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска контрафактных товаров в свободное обращение. В заявлении указываются сведения о самом правообладателе либо его официальном представителе, об объекте интеллектуальной собственности, который подлежит защите, о сроке, на который необходимо задержать товар на таможне, и, наконец, информация о фальсификате. Представитель ФТС отметил, что после подачи такого заявления оберегаемая от подделок продукция вносится в специальный Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Добавим, что плата за это с предпринимателей не взимается. С момента включения в Реестр таможенники обязуются приостанавливать «подозрительные» товары на таможне на срок не свыше пяти лет. По окончании этого периода владелец интеллектуальной собственности имеет право подать новое заявление и снова рассчитывать на помощь ФТС. Олег Ашурков выразил свое немалое удивление тем фактом, что сейчас в Реестре зафиксировано 908 нуждающихся в «опеке» товарных знаков, но при этом нет ни единой записи с просьбой о защите авторских прав, хотя именно тема нарушения прав владельцев музыкальных и кинопроизведений наиболее активно муссируется в обществе.

«Адибас» не пройдет

Как стало понятно участникам конференции, таможенники имеют право задерживать фальсификат на границе на период до десяти дней лишь по заявлению пострадавшей компании. Однако вскоре, по заверению Ашуркова, Федеральная таможенная служба будет готова защищать интересы правообладателей с еще большим усердием. В настоящее время, сообщил он, в ведомстве активно разрабатывают поправки в Таможенный кодекс, принятие которых также необходимо в связи с медленным, но верным вступлением России во Всемирную торговую организацию. Согласно готовящимся изменениям в законодательство, таможенники, заподозрив контрафактное происхождение той или иной продукции, получат право приостанавливать ее выпуск в свободное обращение даже без соответствующего заявления со стороны правообладателя. Заместитель начальника отдела интеллектуальной собственности ФТС заметил, что, если, к примеру, на кроссовках будет написано «Адибас» вместо «Адидас», то сотрудники таможенной службы немедленно сообщат о поступлении таких экземпляров владельцу товарного знака.

Впрочем, и это не последний из методов, которые способны использовать таможенники для эффективного препятствования ввозу контрафактных товаров на территорию нашей страны. Ашурков рассказал, что отныне серьезную помощь в борьбе с подделками им готовы оказать чиновники Роспатента, с которым ФТС заключила соглашение об информационном сотрудничестве. По его словам, подписанный двумя ведомствами документ предусматривает возможность доступа сотрудников ФТС к базам данных Роспатента. «Благодаря этому мы сможем в течение буквально нескольких дней, а не месяца, как это происходит сейчас, получить информацию о том, является ли попавший под подозрение товар контрафактным, и не допустить ввоза подделок в Россию», — отметил докладчик.

Завершая свое выступление, чиновник таможенной службы привел статистику, которая безжалостно свидетельствовала об увеличении объемов поддельной продукции, пересекающей российскую границу. Так, если за весь прошлый год ФТС задержала порядка 3 миллионов единиц контрафактного товара, то за 6 месяцев текущего — уже около 4 миллионов единиц, и, как пообещал всем присутствующим Ашурков, рвение таможенных инспекторов ничуть не ослабнет. «Пираты», по его словам, предпочитают работать с продуктами питания, в том числе с кондитерскими изделиями, алкогольными напитками, текстилем, а также со спортивными товарами известнейших мировых фирм-производителей — «Найк», «Адидас», «Пума» и «Рибок».

«Пиратские сообщники»

Не менее сильно, чем ФТС, проблема контрафакта волнует и Генеральную прокуратуру. Представлявший ее на конференции Александр Васильев, как полагается, отчитался о достигнутых на законодательном поприще успехах, в том числе о недавнем внесении поправок в Уголовный кодекс, ужесточающих ответственность «пиратов» за совершенные в сфере интеллектуальной собственности преступления. Перейдя же к проблемам, Васильев сообщил о недостаточном желании ряда руководителей территориальных подразделений Роспотребнадзора сотрудничать с правоохранительными ведомствами. Это, по его словам, и приводит к резкому увеличению доли «пиратской» продукции в магазинах и на рынках многих областей.

Сотрудника Генпрокуратуры, как несколько ранее и Ашуркова, изрядно удивляет пассивность и даже «вредность» действий, предпринимаемых подчас правообладателями. «Ведь именно от их показаний и помощи часто зависит исход уголовных дел», — подчеркнул Васильев. На деле же, продолжил он, владельцы исключительных прав на интеллектуальную собственность часто не желают сотрудничать с силовиками и имеют дурную привычку заключать мировые соглашения с преступниками на заключительном этапе ведения следствия. «В итоге огромная работа, проделанная специалистами, оказывается бесполезной и никому не нужной, — с сожалением заметил Васильев. — А ведь нарушители должны всегда чувствовать неотвратимость наказания».

По единой методике

Несмотря на массу трудностей в раскрытии дел фальсификаторов, Генпрокуратура не собирается опускать руки. В будущем фирмы, чьи права на интеллектуальную собственность были нарушены, смогут надеяться на справедливое возмещение материальных потерь, а также на адекватное наказание преступника. Принять объективное решение суду поможет единая методика расчета причиненного юридическому лицу или гражданину ущерба. Взяться за ее разработку и предлагают экспертам сотрудники Генпрокуратуры, сообщил Александр Васильев. Он отметил, что в настоящее время специалисты применяют сразу несколько устоявшихся методик расчета потерь. Однако, по его словам, большой разброс в получаемых результатах не позволяет сегодня сократить количество случаев как чрезмерного, так и недостаточного возмещения «интеллектуального» вреда. «Принятие единой методики тем более важно потому, что лицо может быть признано виновным в совершении уголовного преступления только в случае нанесения им крупного ущерба правообладателю», — подчеркнул Васильев.

А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.