Выемка после проверки. Возможна ли?
сегодня в 08:50 распечататьРасскажем о судебном споре, в котором компания обратилась к арбитрам с заявлением о признании решения налогового органа о проведении выемки недействительным. Общество полагало, что такие действия не могут быть проведены инспекторами в рамках дополнительных мероприятий контроля.
Предыстория судебного спора
Как следует из Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.2025 № Ф07-3850/2025 по делу № А56-19077/2024, общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительными постановлений о производстве выемки, а само контрольное мероприятие просило признать незаконным.
Постановление, о котором мы рассказываем, третье в данном деле. Суд первой инстанции, а также арбитражный апелляционный суд мнения копании не разделили. Поэтому общество обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Северо-Западного округа. Но и в этой инстанции поддержки у арбитров предприятие не нашло.
Как следует из материалов дела, в отношении общества была проведена выездная налоговая проверка по НДС.
По завершении контрольного мероприятия инспекторами был составлен акт, а по итогам рассмотрения материалов ВНП было принято решение о проведении дополнительных мероприятий контроля. В рамках которых налоговый орган и издал те самые, по мнению общества, спорные постановления о проведении выемки документов и предметов, а также об осмотре помещений и территорий налогоплательщика.
Компания была не согласна с подобными действиями налогового органа и направила жалобу в Управление. В жалобе бизнес потребовал отменить постановления о выемке документов и предметов, а также о проведении осмотра помещений, территорий, документов и предметов. УФНС России отказало предприятию в удовлетворении жалобы. После предприятие обратилось в суд.
Читайте также: «Выемка. Особенности процедуры»
Первые инстанции и кассация
Из первого судебного Решения по данному делу можно узнать, с чем именно было несогласно общество.
В частности, в Решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2024 указано следующее: «В обоснование заявленных требований Общество указало, что в нарушение пункта 6 статьи 101 НК РФ должностные лица Инспекции осуществили незаконные действия по производству выемки и проведению осмотра, поскольку предусмотренный данной нормой перечень дополнительных мероприятий налогового контроля является закрытым. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля производство выемки и проведение осмотра не поименованы и законодателем не допускаются <…>».
Однако арбитры первой и апелляционной инстанций «пришли к выводу о наличии законных оснований для проведения оспариваемых мероприятий налогового контроля и отказали в удовлетворении заявленных требований», – говорится в комментируемом Постановлении. Кассационная инстанция поддержала ранее вынесенные судебные решения.
Читайте также: «Выемка в офисе компании, ведущей бухучет для проверяемой фирмы»
Выемка и осмотр – часть процедуры проверки
Судьи напомнили, что проверки, в том числе выездные, являются одной из форм налогового контроля, такой порядок зафиксирован сразу в нескольких статьях Налогового кодекса: в подпункте 2 пункта 1 статьи 31 и статьях 82, 87, 89 НК РФ.
«Согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 31, пункта 14 статьи 89 НК РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ», – отметили арбитры.
Далее судьи отметили, что согласно положениям статьи 101 НК РФ дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются в случае, если инспекторам необходимо получить дополнительные доказательства, которые бы подтверждали факт совершения предприятием налогового правонарушения или же, наоборот, отсутствия такого нарушения.
Судьи указали, что в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы могут истребовать у компании документы. Такая возможность предусмотрена статьями 93 и 93.1 НК РФ, а также проводить допросы свидетелей и проводить экспертизу.
Арбитры обратили внимание, что «положения абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ в совокупности с содержанием статьи 93 НК РФ свидетельствуют о праве налогового органа на совершение определенных действий в целях обеспечения достоверности результатов налоговой проверки. В случае, если должностное лицо налогового органа не располагает точной информацией о месте нахождения документов и предметов, подлежащих выемке, производству выемки может предшествовать осмотр территорий и помещений налогоплательщика, документов и предметов в соответствии со статьей 92 НК РФ».
Судьи указали, что проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов компании в период выемки не противоречит положениям НК РФ.
Кроме этого, судьи напомнили об Определении Конституционного суда РФ от 19.11.2015 № 2551-О. В документе отмечается, что проверки по своему предназначению направлены на полное изучение обстоятельств, которые имеют значение для определения налоговым органом действительного размера сумм налогов, подлежащих уплате.
Резюмируя, судьи указали, что положения пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса не могут рассматриваться как ограничивающие инспекторов во время проведения дополнительных мероприятий налогового контроля перечисленными формами осуществления таких проверок, «если их выполнение обусловлено совершением иных контрольных мероприятий в той мере, в какой они направлены на обеспечение полного и всестороннего изучения обстоятельств, имеющих значение для выявления действительного размера налогового обязательства».
Читайте также: «Тренды в судебных спорах с налоговыми органами за I квартал 2025 года»
Основания для выемки
Рассматривая данный спор, судьи также обратили внимание, что до спорной выемки налоговый орган направил предприятию несколько требований о предоставлении документов. Однако общество либо не направило бумаги в инспекцию, либо представило их не в полном объеме в установленный срок.
Кроме того, также до начала процедуры выемки компанией были внесены изменения в ЕГРЮЛ в отношении руководителя/учредителя общества.
А позднее общество подало уточненные декларации по НДС, подписанные новым руководителем. В соответствии с обновленными данными из книг покупок были полностью исключены счета-фактуры, выставленные несколькими юрлицами. Арбитры обратили внимание, что «уточненки» были переданы в налоговый орган после того, как инспекторы составили и передали обществу справку о завершении проверки.
«Данные обстоятельства расценены налоговым органом как свидетельствующие о противодействии налогоплательщика проведению проверки и оформлению ее результатов, направленные на избежание ответственности в связи с выявленными нарушениями, а также свидетельствующие о возможном уничтожении, сокрытии, исправлении или замене подлинников документов», – указали судьи в комментируемом Постановлении.
Таким образом, решение налогового органа о проведении выемки было обоснованным. При этом права и интересы проверяемой компании данное решение не нарушило, указали арбитры. Ранее вынесенные решения судей были оставлены без изменений, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Читайте также: «Обзор практики за III квартал 2024 года»
Другая судебная практика
ФНС России в сервисе «Часто задаваемые вопросы» на своем сайте также давала разъяснения относительно возможности проведения выемки документов после завершения налоговой проверки.
Налоговое ведомство отметило, что согласно положениям законодательства выемка возможна в следующих случаях:
- если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов налогоплательщика;
- а также если у инспекторов есть основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены, заменены.
Далее налоговое ведомство отмечает, что согласно пункту 1 статьи 94 НК РФ выемка бумаг компании должна проводиться в рамках выездных контрольных мероприятий. Однако НК РФ не устанавливает срока для изъятия бумаг.
ФНС России в ответе на вопрос ссылается также на Постановление Высшего Арбитражного суда РФ от 10.04.2012 № 16282/11. Согласно данному документу, если предприятие направит в инспекцию документы с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам ВНП, то инспекция имеет возможность изъять подлинники бумаг после завершения выездной проверки.
Есть и другие решения судей. Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2011 № А63-8481/2010, от 27.01.2012 № А53-27001/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 № КА-А40/17940-10-2, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 № А56-33713/2009 судьи признали возможным проведение выемки в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. В названных спорах выемка производилась для проведения почерковедческой экспертизы.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com