Возникает ли обособленное подразделение при удаленной работе?
04.03.2025 распечататьМногие компании и их сотрудники, которые в силу обстоятельств стали применять удаленный режим, сумели прочувствовать его положительные стороны и продолжают применять. Но некоторые задаются вопросом: а не возникают ли в результате обособленные подразделения и обязанность сообщить о них в налоговую инспекцию?
Рабочее место как ОП
Сначала вспомним, что такое обособленное подразделение (ОП). Им могут быть филиал и представительство, а также магазин, стройплощадка, цех и даже отдельное рабочее место. Поскольку мы сегодня рассуждаем об удаленных работниках, то подробно рассмотрим с точки зрения ОП именно рабочее место.
По ТК РФ рабочее место возникает, когда (ст. 209 ТК РФ):
- между работодателем и работником заключен трудовой договор;
- работник обязан находиться в этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями;;
- работодатель оборудовал для него рабочее место и контролирует его.
Больше деталей по теме - в бераторе Практическая энциклопедия бухгалтера
НК РФ понятие «рабочее место» не раскрывает. Он только объясняет, что такое ОП. Это любое территориально обособленное от фирмы подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (одно и более) на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Таким образом, признаками ОП являются:
- ОП территориально удалено от головной организации (находится по другому адресу).
- В нем созданы рабочие места, а в трудовых договорах с работниками указан адрес ОП, а не головного офиса.
- ОП реально работает, и начало работы соответствует началу работы первого принятого по трудовому договору сотрудника..
- Рабочие места оборудованы работодателем и находятся под его контролем.
- Рабочие места созданы на срок больше месяца.
- Количество рабочих мест – 1 и более.
Есть ли ОП при удаленной работе?
Теперь разберемся, возникает ли ОП при переводе работников на удаленную работу. На первый взгляд может показаться, что возникает. Но на самом деле, не выполняются несколько признаков из перечисленных выше.
Признак 2. В трудовых договорах с работниками в качестве места работы указан адрес головного подразделения, а не домашний адрес.
Признак 3. При переводе на удаленку сотрудник продолжает работу. Он не является вновь принятым.
Признак 4. Даже если фирма и закупила для удаленщика компьютер или другое оборудование, контроль над этим рабочим местом она не имеет.
А также и признак 6, ведь, к примеру, дома у бухгалтера не может быть более одного рабочего места (для другого сотрудника).
Кроме того, можно воспользоваться нормами статьи 312.1 ТК РФ, где говорится о дистанционной работе. Это работа вне места, подконтрольного работодателю. Стороны взаимодействуют по ТКС и интернету, а в трудовом договоре прописывают одно из двух: или работодатель обеспечивает работника нужным для работы оборудованием и ПО, или работник использует свое.
Таким образом, при удаленной работе, даже если компания закупает для работников какое-либо оборудование для работы, ОП не возникает.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com