Виды нормативно-правовых актов в России
20.09.2024 распечататьЕжедневно в новостях мелькают специфические термины, которые не всегда понятны неспециалистам. Например, часто упоминаются названия различных нормативно-правовых актов - указы, постановления, законы. Чем они отличаются друг от друга, что делать, если в законе написано одно, а в постановлении правительства - другое? Предлагаем вашему вниманию краткий ликбез по видам и иерархии нормативно-правовых актов.
Что такое «нормативно-правовой акт»?
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, который принят или издан управомоченным органом в установленном порядке и закрепляет правила поведения, общеобязательные для всех участников правоотношений той сферы, на которую он распространяет свое действие.
При этом под «управомоченным органом» может пониматься:
- государственный орган (например, Госдума);
- орган местного самоуправления (например, Администрация города Сочи);
- иной орган, организация или должностное лицо, наделенные соответствующими полномочиями (например, Глава Республики Башкортостан).
Нормативно-правовой акт может быть также принят на референдуме.
Виды нормативно-правовых актов в РФ
Конституция РФ.
Конституция - это основной закон нашего государства. Все остальные нормативно-правовые акты не должны ей противоречить. Если в ходе правоприменения появляются сомнения относительно конституционности (то есть соответствия Конституции) каких-либо других актов, то любое заинтересованное лицо, будь то компания или гражданин, может обратиться в Конституционный суд (КС РФ), если все остальные меры защиты своих прав оно уже использовало. КС РФ в силу своих полномочий должен разобраться в проблеме и определить, действительно ли имеются противоречия или спорное положение соответствует нормам Конституции. действительно есть, запретил применять неконституционные положения и дал указания компетентным органам разработать поправки.
Кроме того, в каждой из республик, входящих в состав России, действует своя конституция. Эти конституции субъектов не должны противоречить Конституции РФ.
Например, Конституция Республики Татарстан
Международные договоры.
П. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что международные договоры, который РФ заключила с другими странами, являются составной частью отечественной правовой системы. Причем по своей юридической силе они превосходят даже законы, так как той же статьей установлено, что в случае противоречия между нормами законов и международных договоров применяются нормы последних.
Пример международного договора: Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал»
Законы в РФ.
Законы бывают разные. Различают:
- федеральные конституционные законы (ФКЗ) - это законы, которые принимаются по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией РФ. Другими словами, если в Конституции написано, что по такому-то вопросу должен быть принят ФКЗ, то его и принимают. Пример: ФКЗ «О чрезвычайном положении» №3-ФКЗ от 30.05.2001. ФКЗ по своей юридической силе превосходят ФЗ, т.е. в случае противоречия ФЗ и ФКЗ будут применяться нормы ФКЗ. Принимают ФКЗ Совет Федерации и Государственная Дума.
- федеральные законы (ФЗ). Федеральные законы действуют на территории всей РФ в пределах того предмета ведения, в отношении которых они приняты. Например, ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 или ФЗ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 К федеральным законам относят также и кодексы. Это масштабные нормативно-правовые акты, которые систематизируют нормы какой-либо отдельной отрасли права. Например, Налоговый кодекс РФ содержит нормы налогового права, а Земельный кодекс РФ - земельного права.
Стоит отметить, что законы могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта. Обычно по таким предметам ведения имеется общий федеральный закон, который общеобязателен для жителей всей России, а также принятый на основе его закон субъекта РФ, сила которого распространяется только на этот субъект.
Например, существует ФЗ №466-ФЗ от 05.12.2022 «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», а также Закон города Москвы №30 от 02.11.2022 «О бюджете города Москвы на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
Федеральные законы принимаются Госдумой, а законы субъектов принимаются законодательными (представительными) органами этих субъектов.
Например, в Москве таким законодательным органом является Мосгордума.
Подзаконные правовые акты в РФ.
Само прилагательное «подзаконные» уже указывает место этих документов в иерархии нормативно-правовых актов. Они действительно находятся в ней ниже Конституции, международных договоров, ФКЗ и ФЗ, как бы под ними.
К подзаконным правовым актам относят:
- указы. Их принимает Президент РФ по вопросам, находящимся в его компетенции. Эти правовые акты распространяют свое действие на всю Россию. Их содержание не должно противоречить действующим ФЗ, ФКЗ, международным договорам и, конечно, Конституции. Пример: Указ Президента РФ №249 от 05.04.2023 «О проведении Всемирного фестиваля молодежи в 2024 году»;
- постановления, принимаемые правительством РФ. Также имеют силу на территории всей страны и должны соответствовать вышестоящим нормативно-правовым актам. Пример: постановление Правительства 3510 от 30.03.2023 «Об усилении мер пожарной безопасности на социальных объектах»;
- акты федеральных органов исполнительной власти. Это могут быть постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Принимаются такие документы в пределах той компетенции, которая находится в ведении конкретного органа власти. Пример: приказ Минтруда РФ
Подзаконные правовые акты могут приниматься не только на уровне федерации, но и на уровне ее субъектов. Следовательно, юридическая сила таких актов будет распространяться только на конкретный субъект.
Пример: приказ Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея.
Документы, которые не относятся к нормативным правовым актам
Не все документы, которые издаются тем или иным органом власти, являются нормативными правовыми актами. Например, если Минфин РФ издает приказ, то в нем есть нормы права. А если он выпускает информационное письмо на ту или иную тему, то такой документ не обладает признаками нормативно-правового акта. Он содержит лишь позицию министерства по определенному вопросу, на которую можно ссылаться, к примеру, в судебном споре, однако это не гарантирует, что суд примет этот документ в качестве доказательства и вынесет соответствующее решение.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com