Вернуть госпошлину нереально

Вернуть госпошлину нереально

28.05.2005 распечатать

С 2005 года вернуть госпошлину стало практически невозможно. Виной тому новая глава Налогового кодекса «Государственная пошлина». Она запутала коммерсантов окончательно.

Раньше зачет государственной пошлины, подлежащей возврату, осуществлялся работниками налоговой службы в общем порядке (ст. 78 НК РФ). С этого года ее возврат и зачет регулируются статьей 333.40 Налогового кодекса. Так, чтобы вернуть госпошлину, компания должна подать заявление в налоговую инспекцию, которая находится в том же районе, что и суд. К нему прикладываются решение или определение и справка арбитражного суда. В них указывается, почему нужно вернуть сбор фирме. Кроме того, необходим документ (платежное поручение или квитанция банка), подтверждающий его уплату. Однако даже полный пакет документов вернуть пошлину скорее всего не поможет.

Сценарий написан заранее

Для начала обратимся к общему правилу зачета налогов и сборов. Как известно, если у вас есть недоимка, то возврат налога производится только после зачета излишне уплаченной суммы в счет ее погашения. Однако зачесть госпошлину в счет задолженности по налогам нельзя. Предприятие имеет право на зачет излишне уплаченного сбора лишь в счет госпошлины, «подлежащей уплате за совершение аналогичного действия». Такое правило установлено пунктом 6 статьи 333.40 Налогового кодекса. Для этого компания должна подать заявление в арбитражный суд. Получается, чтобы зачесть сбор, придется ждать, пока фирма подаст очередной иск арбитрам. Надо сказать, суммы судебной пошлины иногда достигают внушительных сумм (в процентах от сум-мы иска). Выходит, коммерсанты вынуждены судиться хоть с кем-нибудь, лишь бы зачесть переплаченный сбор. Ведь даже если есть задолженность перед федеральным бюджетом, уплаченную ранее пошлину никто не вернет.

Однако в возврате переплаты налоговые работники отказывают, даже если задолженности перед бюджетом нет. Ссылаются они при этом на приказ Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н. С 1 января 2005 года этим документом тоже введены новые правила: утвержден перечень так называемых «распорядителей средств федерального бюджета». Они контролируют правильность расчета платежей в казну, полноту и своевременность их уплаты и так далее. Но главное, принимают решение о возврате или зачете излишне уплаченных в федеральный бюджет сумм. Основным распорядителем по госпошлине является Высший Арбитражный Суд.

Следуя Налоговому кодексу, коммерсант с полным правом представит заявление о возврате госпошлины в налоговую инспекцию, а контролеры в свою очередь, следуя Федеральному закону, отправят его в арбитражный суд.

Замкнутый круг

Так куда же идти фирме, чтобы ей зачли переплату? На сегодняшний день ответ на этот вопрос остается открытым даже в федераль-ных арбитражных судах. Одни судьи выносят решение о возврате госпошлины и выдают справки (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13 января 2005 г. по делу № Ф04-9285/2004, от 3 февраля 2005 г. по делу № Ф04-41/2005). Другие, принимая решение в пользу фирм, указывают, что госпошлина подлежит возврату, но отказываются выдавать справки на ее возврат. Или вообще фиксируют, что зачет и возврат госпошлины осуществляются сотрудниками налоговой службы (определение Арбитражного суда Орловской области от 31 января 2005 г. по делу № А48-8555/04-19).

Ясно одно: принимать от предприятий заявление на возврат госпошлины судьи не вправе, так как оно должно подаваться в налоговую инспекцию. Единственное, что может сделать арбитражный суд, – это зачесть переплату госпошлины в счет сбора по другому иску, поданному в тот же суд. Но стоит ли рисковать компаниям, если они обжалуют незаконное решение контролеров и хотят зачесть госпошлину? Ведь арбитры, пользуясь несовершенством законодательства, могут вам в зачете отказать, а инспекторы тем временем спишут деньги с расчетного счета по инкассовому поручению.

Что же остается фирмам? Жаловаться в суды высших инстанций на то, что арбитражный суд в зачете госпошлины отказал? Согласитесь, не очень хорошая идея. Но будем надеяться, что вопрос о зачетах и возвратах госпошлины разрешится в ближайшее время в законодательном порядке. Тем более что суммы, которые зависнут в бюджете, в большинстве случаев окажутся для компаний значительными и могут быть направлены на погашение задолженности по налогам, выплату зарплаты, развитие производства и другие цели.

внимание

В налоговом учете сумма госпошлины включается в состав внереализационных расходов (подп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ). Если фирме все же удалось вернуть этот сбор, его придется учесть в составе внереализационных доходов, несмотря на то что в статье 250 Налогового кодекса госпошлина прямо не поименована. Такой позиции придерживается и Минфин России (письмо от 18 января 2005 г. № 03-03-01-04/2/8).

Н. Бовша, экономист отдела налогового анализа ЗАО «ОРЛЭКС»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.